Автостопом из горного Дагестана в Чечню? Да!

Jul 25, 2017 17:20


В это сложно поверить, но я действительно добралась до аула Хунзах! Утром встаю раньше всех, пью чай и ухожу по-английски, смотреть легендарный хунзахский водопад. Первого встречного автомобилиста спрашиваю, как пройти к главной достопримечательности села. - Вот тут прямо, потом направо… Ладно, садись, лучше я тебя сам довезу.






Каньон прекрасен, но долго там делать нечего. Смотрю, насыщаюсь красотой - и вперед. За сегодня мне нужно побывать на озере Кезеной Ам и к ночи добраться до Грозного.

Хунзах






Мое временное жилище. Спасибо вам, гостеприимные хозяева!














Быстро нахожу трассу на Тлох. Это кратчайший способ добраться до Ботлиха из Хунзаха - всего 70 км, правда, дорога по большей части грунтовая и не слишком оживленная. Иду пешком 2 км до въезда в село Цада - родовое село поэта Расула Гамзатова, раньше стопить смысла нет. Памятник знаменитым журавлям, как и в Гунибе.





Здесь можно встать на развилке. Меня предупреждали, что машины на участке Хунзах - Тлох крайне редки, буквально несколько штук в день, но все оказалось не так страшно. Через 5 мин. стопится машина до соседнего села, а там вскоре останавливаю жигуль с двумя участковыми, которые направляются в Харахи - это больше чем полпути до Тлоха. Ребята прониклись идеей вольных путешествий, и по пути заехали к ущелью Матлас и даже отвезли меня на высокогорное озеро Мочох - 15 км в сторону от трассы!





Матлас


Зачатки туристической инфраструктуры в ущелье Матлас






Мочох




озеро Мочох


Хорошие ребята!


На выезде из Харахи зависаю минут на 20 - самое долгое ожидание машины за эту поездку.











В итоге еду с двумя мужиками, которые потом уйдут направо, на Махачкалу, а я налево, в сторону Ботлиха и горной Чечни. И вот мы на развилке, рядом с военным постом. Дальше - дело техники, до Ботлиха буквально автострада. Военные предлагают - а езжайте на этом мерседесе! Ну, я не против. Водитель и пассажиры на смеси русского и аварского обсуждают работу, что-то связано с электроэнергией.

Водитель, узнав мою историю, вызвался отвезти меня на Кезеной Ам. На пару часов зависаем в Ботлихе. Я представляла себе довольно неспокойное место с напряженной обстановкой, которая, судя по отзывам hitch_hiker, царила тут еще лет 10 лет назад, но все оказалось не так. Зажиточное, залитое солнцем село, много новостроек, доброжелательные люди, и даже силовики позируют фотографу!





Ботлихская ЦРБ




Идем на обед в дом местного полицейского. Хозяйка готовит обед, вернее, закуску. «Это для нас так, небольшой перекус», - говорит она, отправляя в духовку огромный противень с куриными крылышками.



Новенький мерседес на низкопрофильных колесах - не лучшая техника для поездки в горы, поэтому ждем товарища моего водителя, на «Приоре». Пожалуй, этот участок наиболее сложный во всей поездке, т.к. между двумя республиками траффик крайне слабый. Практически все попадают на Кезеной из Чечни.













Мои спутники оживленно вспоминают неспокойные 90-е годы и перипетии горных боев. На стороне кого и с кем именно воевали, из контекста непонятно. О военных переделках вспоминают без сожалений, с бравадой и удалью. Буквально каждый поворот для них - «место боевой славы»: «В 96-м мы тут, за холмом, в засаде сидели! Здесь с бандитами была перестрелка! А вот тут, помнишь, стоял подбитый БТР…»

Озеро Кезеной Ам расположено на территории обеих республик, но «цивильная» его часть находится в Чечне. Кипит подготовка к туристическому сезону. Что удивительно, строят в основном из дерева - экзотического и дорогого материала для этих мест. Есть даже искусственный скалодром! Мечеть из круглого леса, как в Архангельске. Номера стоят от 2,5 тыс. руб., место в домике - рублей 500. Возле каждого - мангал.

Развилка. Здесь расходятся три дороги - к озеру, в Дагестан и центральную Чечню.





Озеро. Так и не поняла, как правильно пишется: Кезеной Ам, Казеной Ам, через дефис или слитно? Везде по-разному пишут.

































В нескольких км от гостиницы есть старинное горное селение Хой, но туда не успеваем - темнеет. Горные дороги отнимают очень много времени, 140 км, да еще с заездами - путешествие на весь день. Едем на развилку у источника, останавливать мне машину в равнинную Чечню. До первого военного поста в селе Харачой (это 8 км от Ведено) еду на «КАМАЗе». Высоко сижу, далеко гляжу! Трасса отличная, водитель тоже. Такую дорогу, говорит, построили пару лет назад, до этого была грунтовка.



Разъехаться в горах - задача нетривиальная




Село Харачой




Выгружаюсь на посту. «До Грозного вряд ли что-то будет, отправим тебя до следующего поста». - говорят стражи и зовут на кухню, пить чай. К чаю - огромные куски белого хлеба и сушеная крапива в мисочке. Темнеет. Хоть ребята не вызывают никаких опасений, хотелось бы добраться до пункта назначения. Вечером отсюда мало кто едет напрямую в Грозный.

К счастью, машина находится. Вернее, им нужно сворачивать за 30 км до Грозного, «но разве мы можем высадить гостя, тем более женщину, непонятно где?» Аул Ведено, как и Ботлих, в недалеком прошлом имел славу весьма неспокойного места. Погулять я там не успела, ограничившись автоэкскурсией. По-моему, весьма благополучное и зажиточное место. В городе Шали строят огромную мечеть. По словам водителя, она будет в два раза больше по вместимости, чем грозненское «Сердце Чечни». У мечетей почему-то вооруженная охрана.

Шали


Впервые за много дней ночую цивильно, в хостеле. Да не где-нибудь. а в самом центре, на проспекте Владимира Путина.

Я одна в четырехместном номере - это хорошо. Нет ни одного одеяла - это плохо. Зато вот такое мимимишное у меня соседство)


автостоп, Чечня

Previous post Next post
Up