Гоор, Кахиб и горный джип

Jul 25, 2017 16:28


Поездка-поход на Гамсутль заняла порядка 4 часов. На часах около полудня, и впереди у меня еще длинный и непредсказуемый маршрут. В идеале хочу добраться к ночи до Хунзаха, а до этого посмотреть старинный аул Согратль и еще два города-призрака, Гоор и Кахиб. Чтобы добраться до пещерных городов, нужно ехать в направлении большого села Хебда.






Как обычно, стопится первая же машина. В раздолбанной «пятерке» - двое мужчин весьма устрашающей наружности. Но это только на первый взгляд - на самом деле милейшие люди! Мои попутчики - строители, строят мечеть в Согратле, туда-то мне и нужно. По пути фотографирую с трассы старинное село Чох.









Заезжаем к мемориальному комплексу «Ватан» (родина), что в паре км от Согратля. Это новодел 2004 г.п. - боевая башня + мечеть. Охраняется сторожем. Комплекс посвящен сражению в сентябре 1741 г., когда объединёнными силами народов Дагестана было разгромлено 50-тысячное войско персидского правителя Надир-шаха. Особенно впечатляюще смотрится на удалении.





Согратль - еще один старинный аул в Гунибском районе, в 35 км от Гуниба. Побыла я там совсем недолго, но успела немного посмотреть село. Все-таки рельеф придает очарование любому населенному пункту.







Строят новую мечеть. - Кто выделяет деньги на строительство? Государство? - Нет, у нас же государство и религия не связаны, - отвечают строители. Строительство мечетей обычно спонсируется. На эту, по словам рабочих, выделил деньги бывший министр сельского хозяйства республики. Строительство курировал лично глава сельсовета. Радушный глава, посетовав, что я так ненадолго, сразу же принялся искать мне машину на Гуниб.

От Гуниба еду до «красного моста» - так называется военный пост на перекрестке, где расходятся дороги. Одна идет на Буйнакск - Махачкалу, другая - на Хунзах и Хебду.
Уехать с поста - не проблема, на Кавказе это распространенный и надежный способ передвижения.

Автостоп на Кавказе отличается от «российского». Здесь стоять на трассе с поднятой рукой практически не приходится. Ключевые развязки, как правило, соседствуют с военными постами, уехать с которых элементарно - военные постараются выбрать машину получше, естественно, записав номера авто. То же самое с постами ГИБДД - например, в 2010 г. на выезде из Махачкалы радушные сотрудники ГАИ позвали в гости, за чаем рассказали про случившийся утром теракт и посадили в международный автобус на Баку. Что касается именно женского одиночного стопа, то тут все просто: одеваемся и ведем себя скромно, подчеркивая свою дальнобойную, а не женскую сущность, и все будет хорошо. Стопщика передают «по эстафете» от водителя к водителю, которые зачастую оказываются родственниками или знакомыми, или знакомыми знакомых... Все обмениваются друг с другом телефонами, и к концу дня список новоприбывших контактов в вотсапе, которым нужно отписаться о своем самочувствии и местонахождении, разрастается до внушительных размеров.

На посту «красный мост» знакомлюсь с русскими ребятами. - Только не фотографируй тут, ради бога, - военного аж передергивает при виде моего «марка». Но этот плакат не могу не снять.



Ребята, хоть и дежурят тут не один месяц, местными достопримечательностями не интересуются - им бы домой поскорее. Прямо на посту у них домик, так и живут.
Тут вышел небольшой косяк - военные перепутали и посадили меня в машину на Хунзах, хотя мне нужно в Хебду. Перебарываю желание ехать дальше на комфортной иномарке и выхожу на развилке. До Хебды остается еще около 70 км - по кавказским меркам это много. Стопится первая же машина, в ней мужчина средних лет с мальчиком лет 4-х. Сын - с гордостью представляет водитель, и тут же по-аварски что-то строго говорит ребенку. И тот начинает меня закармливать - грушу, банан, шоколадку, два огромных пончика… Отказываться бесполезно, запихиваю часть еды в рюкзак, на черный день.



Отказываюсь от очередного предложения ужина и ночлега и выхожу в 2 км от Хебды. Здесь дорога сомнительного качества уходит налево, в горы. От развилки до башенных комплексов еще целых 12 км! На мое счастье, сразу же стопится убитая классика. - Здравствуйте! С вами можно? - Нужно! В лице Расула, жителя села Гоор, я обретаю не только транспорт, но и талантливого экскурсовода и прекрасного собеседника.





Без тезки великого дагестанского поэта я не осмотрела бы и малой части всего, особенно за такое короткое время. У нас оставалась всего пара часов светового времени, а 12 км неасфальтированного горного серпантина - то еще удовольствие. Потом от нового Гоора до башен нужно еще 3 км ползти в горы. На каждом повороте кажется, что машина больше не выдержит, но Расул успокаивает - проедем!





Горный джип


В селе Гоор Шамильского района живет меньше тысячи жителей. Не скучно вам тут? - спрашиваю. Расул долгое время жил в больших городах, но в итоге переехал на родину, и ничуть об этом не жалеет. Фантастическая природа, башни, чистый воздух, охота, рыбалка - всего этого в городе не найдешь.

Расул работает электриком. - Был случай, когда на этом столбе оборвало провода. Ремонтировал, конечно же, я, больше никто не рискнул. Представь, что я чувствовал, зависая над пропастью!

- А вот отсюда две женщины сбросились после того, как их обесчестили. Таким образом они сохранили честь семей, по-другому нельзя, - рассказывает он грустную историю. Ничего себе нравы, говорю! - Ты что, это легенда, сейчас порядки другие!

Если Гамсутль интересен именно как село, то в Гоор - своей оборонительной архитектурой. Дагестанские боевые башни сильно отличаются от осетинских, чеченских и ингушских. Те более заостренные, зауженные сверху.

















Молитвенное помещение








Переправляемся в Кахиб - это на другой стороне реки Кахибтляр, разрезающей ущелье. Новый Кахиб такой же небольшой, как и его сосед Гоор. Внизу дома, мечеть, над ними старинные башни. Полностью заброшенными назвать их нельзя - тут и народ попадается, и барашки пасутся. Пешком идти минут 40, машина в условиях цейтнота незаменима. Забираемся на башню по лестнице, 4 или 5 пролетов. Солнце садится.















Несмотря на уговоры Расула переночевать вместе с его семьей, решаю ехать в Хунзах. Туда от Хебды ведут две или три дороги. По самой короткой - около 30 км, но мы едем по самой длинной (~70 км), через развилку у красного моста. Короткие грунтовые дороги срезают километраж и очень живописны, но по времени получается даже дольше, а для подвески то еще испытание. К тому же стемнело, все равно никакой красоты не видно. У Хебды Расул стопит для меня машину, идущую в Махачкалу. Водитель, его приятель, договаривается со своим знакомым таксистом из Хунзаха, чтобы тот перехватил меня у красного моста. Около 22 часов мы дома. Ужинаем с водителем, его женой и дочкой. На ужин - чечевичный суп с молоком и сушеным мясом!

автостоп, Дагестан

Previous post Next post
Up