Спор атеиста с богостроителем в присутствии богоискателя

Nov 01, 2007 13:08

из 2-ой части "Исповеди" М.Горького 1907-08гг
- Бог ещё не создан! - говорил он, улыбаясь.
Вопрос о боге был постоянною причиной споров Михайлы с дядей своим. Как только Михайла скажет «бог» - дядя Пётр сердится.
- Начал! Ты в это не верь, Матвей! Это он от матери заразился!
- Погоди, дядя! Бог для Матвея - коренной вопрос!
- Не ври, Мишка! Ты пошли его к чёрту, Матвей! Никаких богов! Это - тёмный лес: религия, церковь и всё подобное; тёмный лес, и в нём - разбойники наши! Обман!
Михаила упорно твердит:
- Бог, о котором я говорю, был, когда люди единодушно творили его из вещества своей мысли, дабы осветить тьму бытия; но когда народ разбился на рабов и владык, на части и куски, когда он разорвал свою мысль и волю, - бог погиб, бог - разрушился!
- Слышишь, Матвей? - кричит дядя Пётр радостно. - Вечная память!
А племянник смотрит прямо в лицо ему и, понижая голос, продолжает:
- Главное преступление владык жизни в том, что они разрушили творческую силу народа. Будет время - вся воля народа вновь сольётся в одной точке; тогда в ней должна возникнуть необоримая и чудесная сила, и - воскреснет бог! Он-то и есть тот, которого вы, Матвей, ищете!
Дядя Пётр махает руками, как дровосек.
- Не верь ему, Матвей, врёт он!
И, обращаясь к племяннику, громит его:
- Ты, Мишка, нахватался церковных мыслей, как огурцов с чужого огорода наворовал, и смущаешь людей! Коли говоришь, что рабочий народ вызван жизнь обновлять, - обновляй, а не подбирай то, что попами до дыр заношено да и брошено!
Интересно мне слушать этих людей, и удивляют они меня равенством уважения своего друг ко другу; спорят горячо, но не обижают себя ни злобой, ни руганью. Дядя Пётр, бывало, кровью весь нальётся и дрожит, а Михаила понижает голос свой и точно к земле гнёт большого мужика. Состязаются предо мной два человека, и оба они, отрицая бога, полны искренней веры.
«А какова моя вера?» - спрашиваю я себя - и не умею ответить.

забавно, что через несколько лет спор повторился, только в роли атеиста выступал Ленин, а в роли богострооителя Горький по сути Ленин повторял те же доводы которые сам Горький излагал еще в "Исповеди"... и чувствуется, что последующие критики уже вообще не понимали о чем спор... Ленин-то отрицал богостроительство по политическим мотивам, понимая что это диалектическая форма атеизма, а профаны уже начали "шить" все тяжкие...чуть ли не религиозность.

Горький

Previous post Next post
Up