Торопим детей взрослеть?

Sep 11, 2013 15:29


Итак, что у нас там дальше? Ммм...
...я не хочу торопить своего ребенка [вырасти]. Но все равно ловлю себя на мыслях а ля 'скорее бы пополз, скорее бы пошел, скорее бы можно было договариваться'. Значит, тороплю все равно, хоть и не говорю об этом.((

Мне кажется очень и очень важно об этом поговорить. Сейчас везде пишут: "Не торопите детей расти. Наслаждайтесь каждым мгновением!". А я хочу разделить это предложение на две части: с одной стороны "не торопите", с другой "наслаждайтесь". Мне кажется, это точно также важно разделять, как и "не бейте ребёнка, не кричите на него" и "не злитесь на ребёнка". Невозможно совсем не злиться на того, кто является достаточно частым фрустратором, кто постоянно пытается нарушить наши границы и настроен только на потребление наших ресурсов. Точно также человек имеет право хотеть общаться с подрощенной версией своего ребёнка, а не текущее.
Вот, например, я нашла для себя несколько объяснений того, почему с возрастом - проще.
1. Он/она становится более самостоятельным.
Кроме чисто физического облегчения, которое приходит с ростом ребёнка (сам ходит, сам кушает, сам возит свой велосипед), родители имеют потрясающую возможность отдавать бразды управления ребёнку. А это значит, а. что всё меньше и меньше поводов чувствовать свою вину за то, что последствия наших решений отражаются на детях.
Наступит момент, когда проблема соплей после промоченных ног, будет касаться её и только её! Она сама сможет выбирать врача, лекарства и образ жизни. Сама будет ходить к стоматологу и тратить на него свои деньги.
б. всё больше энергии у нас остаётся, а не тратится на выбор. Для определённого отрезка времени эта энергия конечна.
Какой комбинезон купить? Какую коляску? Помазать этот прыщ увлажняющим кремом или подскшивающим? Вот эта сыпь - это аллергия и забить или менингит и срочно вызывать врача?

2. Он/она может озвучить свои потребности.
У ребёнка со временем становится больше понимания своих желаний. И, соответственно, больше возможности прийти к сотрудничеству.

3. Меняется тип деятельности.
У детей ведущий тип деятельности - игровая. У взрослых - профессиональная. И это несовпадение порождает у родителей, не хотящих возить машинкой по полу кучу неудовлетворённостей. Когда ребёнок взрослеет и приближается к взрослому, то "понимания" всё больше, потребности начинают быть всё более похожи и всё приятнее находиться в обществе друг друга и заниматься совместной деятельностью.

4. Зреет кора больших полушарий.
А это значит, что всё чаще логическая часть ребёнка будет брать на себя контроль. А значит - меньше эмоциональных взрывов и больше возможности донести что-то путём объяснения.

5. Он/она обретает личные границы и перестаёт нарушать наши.
Чем более сформировано "Я" ребёнка, чем лучше простроены границы, чем они гибче, тем лучше ребёнок чувствует границы другого человека и тем он/она реже нарушает наши.

Согласитесь, достаточно логично хотеть всего этого, чем не хотеть. Странно, например, чувствовать свою вину, если хочешь на пляж в тёплое море, а выходить под холодный дождь и пронизывающий ветер - не хочешь. Но и также странно винить погоду в том, что она московская, а не та, что в Анталии. Точно также нужно уходить от желания обвинить ребёнка в том, что он не может повзрослеть быстрее.
Мне, например, очень помогает понимание того, что сейчас я всё делаю для его развития, т.е. укрепляю привязанность, способствую появлению ощущения самодетерминации и внутренней мотивации. И плачу иногда, конечно. Плачу, принимая тщетность того, что время нельзя ускорить, а ребёнок не может повзрослеть раньше времени. Разрешаю себе злиться и горевать, для того, чтобы пройдя до конца столкновение с тщетностью, увидеть новые возможности того, как можно радоваться тому, что есть сейчас.

мысли, дети, сотрудничество, семья, психология

Previous post Next post
Up