Мотивационный пятиугольник.

Apr 15, 2013 13:10


Большим подспорьем к моим мыслям о детстве и родительстве стал мотивационный пятиугольник.



Взяла я его из книги "Тренинг внутренней мотивации В.А.Климчука. Он включает в себя компоненты, которые сильно связаны между собой. Некоторые из этих связей доказаны научно, некоторые подразумеваются. Одно ясно точно, что все эти пять частей действуют друг на друга, если и не напрямую, то опосредованно. Поэтому я бы представила эту схему в качестве заполненного круга. Все части, что находятся на окружности, наполняют его. И если где-то будет проседать, то это скажется и на остальных частях.



Мы тут видим, что потребность в ощущении собственной компетенции является одной из базовых потребностей личности (наряду с потребностью в значимых отношениях и в самодетерминации). Если проседает она, то проседает и поддержание и развитие всего остального. Точно также, как и остальные элементы окружности влияют на наше ощущение компетентности.
В прошлом посте ioffka как раз спросила меня, почему я особенное внимание уделяю как раз неработающим родителям, которые сидят целый день с детьми. Тогда я ответила, что им тяжелее, поскольку эта потребность не может быть удовлетворена за счёт профессиональной деятельности.
Смотрите, если моя потребность в ощущении себя компетентной в родительстве не удовлетворена, то начинают проседать и остальные зависимые части. Если же я могу эту потребность удовлетворить за счет другой деятельности, то у меня появляется ресурс, чтобы подтянуть и родительскую компетентность. Есть в связи с этим пара дополнений:
1. Профессиональная деятельность также должна приносить удовлетворение и не угнетать остальные элементы нашего круга.
Если мама или папа и на работе чувствуют свою некомпетентность, то ситуацию им выправить сложнее за счет малого ресурса поддержки и большего угнетения остальных элементов.
2. Даже сидя дома и занимаясь бытовыми делами можно подпитывать чувство собственной компетенции. Для этого важно замечать и ценить то, что мы делаем. А для этого очень кстати придётся умение жить здесь и сейчас.
Берём простой пример: мытьё посуды. Я взяла тарелку и вымыла её. Она стала чистой. Руки приятно ощущают отсутствие жира и засохших частиц на её поверхности. Отчётливее стало видно фактуру материала и/или её узор. Ух, какие оказывается симпатичные цветочки на ней нарисованы! Я так давно перестала их замечать. Вот, уже вся стопка помыта и аккуратно разложена в сушилке. Мнгновение, чтобы вздохнуть, окинуть проделанное взглядом и насладиться результатом своей деятельности.
Ну вот, маленькая частичка удовлетворения в собственной компетенции попала к нам в копилку. Я умею мыть посуду!
Важно за день замечать свои такие свершения. Быть может ставить себе задачи, которые не были бы слишком простыми, но и ни в коем случае, слишком сложными. В мои будни сделать что-то параллельно с играющим отвлекающим меня ребёнком - уже не такая простая задача. Поэтому даже помытый унитаз и раковина в ванной вызывает у меня чувство удовлетворения от проделанной работы, потому что я не считаю это слишком лёгкой задачей.
При этом, очень и очень важно, чтобы у нас была свобода выбора. Но об этом в следующий раз.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Posted via LiveJournal app for iPhone.

мысли, дети, рк, чужие мысли, психология

Previous post Next post
Up