Сегодня столкнулась с мнением, что ребёнку нужна социализация с ровесниками для того, чтобы развить коммуникативные навыки.
Давайте рассмотрим, что вообще, означают коммуникативные навыки и как их можно развить?
Коммуникация, вообще, это процесс передачи информации. При этом, в коммуникации важную роль играет два фактора: как эту информацию понимает принимающая сторона, и какую он даёт обратную связь для того, чтобы сообщить о результативности принятия информации. Последнее особенно важно, чтобы передающая сторона смогла скорректировать следующее послание, чтобы искажений было меньше всего.
Задача номер раз: разобраться, какого рода информацию один человек передаёт другому. Согласитесь, давно известный факт, что основная часть информации идет через невербальные каналы. Поэтому важна
а)
конгруэнтность внутреннего состояния тому, что хочется сообщить миру. Сюда же я включу и отсутствие манипуляций. А так как многие манипуляции проходят бессознательно, поэтому важной задачей коммуникативных навыков является осознанность.
б) желание эти чувства показывать. А это про базовое доверие миру и принятие своей уязвимости. Не легко принять тот факт, что кто-то может плюнуть тебе в душу. Да и самим не хочется никого ранить, выражая свою злость или равнодушие.
Второй этап восприятие информации другим человеком. Принимающая сторона обладает свободой воли и, воспринимая её как личность, относясь со всем уважением, мы оставим его работу ему. Поэтому задача номер два: дать адекватную обратную связь. Для этого нужно слушать и слышать собеседника. И именно его, а не свои проекции или голоса в голове. Быть готовым услышать о потребностях других людей и адекватно прореагировать на эмоциональный сигнал. Всё это возможно в случае, если живёшь здесь и сейчас и имеешь чёткие эмоциональные границы.
И всё это вместе взятое невозможно без хорошо развитого эмоционального интеллекта, позволяющего быть осведомлённым о своих чувствах и направлять эмоции в нужное русло.
Способность к коммуникации не какой-то отдельный процесс, который можно развить, сходив на пару семинаров. Она является продолжением развития личности и неотделима от этого процесса. Поэтому прежде всего коммуникации ребёнок учится в семье, взаимодействуя со значимыми взрослыми и наблюдая за общением других. Чем более развита личность родителей. То есть чем лучше развит эмоциональный интеллект, чем лучше происходит принятие своей уязвимости, чем человек свободней от манипуляций и максимально конгруэнтен в своей жизни, тем лучше развиваются коммуникативные навыки ребёнка. Теперь это доказано научно, благодаря открытию зеркальных нейронов и их роли в жизни человека. К слову сказать, основной потенциал способности к развитой коммуникации ребёнок получает ещё до того, как учится нормально говорить: зеркальные нейроны наиболее активно формируются в первые годы жизни ребёнка.
А теперь подумаем, что могут сделать сверстники для развития коммуникативных навыков, кроме того, что, как и все люди, являются зеркалом для ребёнка? Да, любому человеку полезно общаться с разнообразными людьми: детьми, взрослыми, стариками, весёлыми, грустными, продавцами, дворниками, бомжами и т.п. Но не они учат детей коммуникации. Учим их мы - родители. Тем, какими мы являемся людьми и как живём.
Posted via
LiveJournal app for iPhone.