Сварог и Дажьбог

Oct 17, 2011 02:15


Славянский теоним Сварог (отождествлялся с Гефестом) оказывается в связи  и с фракийско-фригийским кругом: рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий»,  греческое surgastoy - родовой падеж единственного числа некоего теонима, идентичного лидийскому теониму  Srkastus, с которым можно сравнить фракийское Surgasteus, вифинское Zeus Syrgastes. Считается, ( Read more... )

мифология, славяне

Leave a comment

Comments 10

a_eliseev October 16 2011, 23:29:24 UTC
Вы забыли про бога Рода ("всем бо есть творец Бог, а не Род"), и Стрибога (сразу на "стрый" и "стрекать" - "старый" и "грозовой"). Вообще, в славянской мифологии два Громовержца - указатель на праиндоевропейский "архаизм". Два "гоголя" и др. первый громовержец, судя по фольклору, создал второго.

Reply

a_eliseev October 16 2011, 23:30:56 UTC
Да, конечно, не громовержец воевал с громовержцем, а Белобог с Чернобогом. У первого разные ипостаси.

Reply

goutsoullac October 16 2011, 23:48:23 UTC
новая "солнечная" религия у славян, пришедшая на смену «лунной», усилила индоевропейского происхождения дуализм "свет-тьма" со стороны дуализма иранского типа "добрый бог - злой бог", а именно: сев.-иран. duzh-baga - daeva дало на славянской почве dъžh-bogь (< праслав. *dāgi(s)-baga-) - divъ (Дажьбог и Див в "Слове о полку Игореве"), в то время как в прабалто-словянском мировоззренческом единстве эпохи железа существовала другая пара: *divъ “бог, небесный” (*peter dyēus > Стрибог) та *zmajь “змей”, “земной” (ср. : латин. deus - homo, гот. *tius - guma, дв.-прус. deywis - smoi) . Аналогично, в свое время, праиранцы осуществили реформу индоиранской религии, вследствии чего пару "девы (боги) - асуры (демоны)" сменила пара "ахуры (боги) - дэвы (боги ( ... )

Reply

goutsoullac October 16 2011, 23:49:40 UTC
Вероятнее всего, архаическую структуру южнославянского варианта дуализма сохранено в богумильских оригинальных славянских рукописях, которые затем были переведены на греческий язык (а не наоборот!), где рассказывается о борьбе архангела Михаила и Сатанаила. Сюжет апокрифа вкратце таков: Сатанаил задумал превзойти величием Бога, и для этого бежал с небес, увлекая за собой значительную часть ангельского войска. Кроме того, он прихватил с собой ангельское одеяние (he aggelike stole), дающее ему могущество и власть. Бог сначала призвал архангела Гавриила, чтобы тот вернул одеяние, но Гавриил отказался, ссылаясь на могущество сатаны. Тогда был призван Михаил, который тоже сначала отказывался, но получив от Бога благословение на любую хитрость и ложь против сатаны, отправился к тому. Михаил сделал вид, что хочет перейти на сторону сатаны, был принят им торжественно и с радостью. Сатанаил предложил отправиться к озеру, вода которого сделает их обоих непобедимыми. Он предлжил Михаилу первым нырнуть в озеро, но Михаил возразил, что слуге не ( ... )

Reply


a_eliseev October 16 2011, 23:56:17 UTC
Кстати, а просто интересно, как Вы относитесь к "Влесовой книге"?

Reply

goutsoullac October 17 2011, 00:28:03 UTC
Там много темного, но когда я пробывал читать не переводы, а прописи (издание Б. Яценка, 1995, изд. "Индоевропа"), очень много там встретил западно-полесских диалектизмов. Скорее всего, это текст древлян, осколка пражско-корчакской культуры. Такое чувство, что если бы текст был записан латыницей, мы бы увидели язык, очень близкий к чешскому (очень-очень много слов с тремя-четырьмя согласными без гласных между ними, много слов с "-рж-")

Дощечка 7е: "А умре а до луце Свргова іде... А рече му Сварг: Іде сыне моіе до те красе въчны а тамо зрящеше тва денде а бабе ... а узржехом квенте красне а древа а луцы"

Дощечка 7є: "А Дажбо нас родіве кренз краву Замунь"

Reply

kostyantyn1979 November 16 2011, 15:49:47 UTC
Да просто диалект воронежский её создателя Миролюбова-Лядского в себе нес много западноукраинских черт, переселенцы...

Reply


Leave a comment

Up