Сварог и Дажьбог

Oct 17, 2011 02:15


Славянский теоним Сварог (отождествлялся с Гефестом) оказывается в связи  и с фракийско-фригийским кругом: рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий»,  греческое surgastoy - родовой падеж единственного числа некоего теонима, идентичного лидийскому теониму  Srkastus, с которым можно сравнить фракийское Surgasteus, вифинское Zeus Syrgastes. Считается, ( Read more... )

мифология, славяне

Leave a comment

goutsoullac October 16 2011, 23:49:40 UTC
Вероятнее всего, архаическую структуру южнославянского варианта дуализма сохранено в богумильских оригинальных славянских рукописях, которые затем были переведены на греческий язык (а не наоборот!), где рассказывается о борьбе архангела Михаила и Сатанаила. Сюжет апокрифа вкратце таков: Сатанаил задумал превзойти величием Бога, и для этого бежал с небес, увлекая за собой значительную часть ангельского войска. Кроме того, он прихватил с собой ангельское одеяние (he aggelike stole), дающее ему могущество и власть. Бог сначала призвал архангела Гавриила, чтобы тот вернул одеяние, но Гавриил отказался, ссылаясь на могущество сатаны. Тогда был призван Михаил, который тоже сначала отказывался, но получив от Бога благословение на любую хитрость и ложь против сатаны, отправился к тому. Михаил сделал вид, что хочет перейти на сторону сатаны, был принят им торжественно и с радостью. Сатанаил предложил отправиться к озеру, вода которого сделает их обоих непобедимыми. Он предлжил Михаилу первым нырнуть в озеро, но Михаил возразил, что слуге не подобает идти впереди господина и что он готов посторожить одеяние, пока сатана будет в воде. Сатанаил заставил Михаила поклястся, что тот его не обманывает и. заручившись такой клятвой, снял ангельское одеяние и вручил его Михаилу. Как только сатана погрузился в глубокую пучину, Михаил бросился бежать, унося с собой одеяние. Увидев обман, сатана погнался за ним, и схватил за ногу, но по молитве Михаила небеса разверзлись и скрыли его от врага. Таким образом Сатанаил был лишен могущества, из его имени отбирается частици «-ил», а Михаил именуется самим Богом «вторым богом» (hese theos deuteros).
Этот рассказаз близок отражен и в сербском эпосе, но речь идет о золотой короне беса Дуклияна (Диоклетиана) и об Иоанне Крестителе с золотым яблоком. Второй уронил свой священный предмет в пучину и царь, чтобы утешить друга, ныряет в море, предварительно заставив Иоанна поклястся в верности (Иоанн получил от Бога разрешение поклястся лживо). Иоанн замораживает море на девять аршин в глубину, крадет корону, царь в погоне хватает его за ступню и вырывает кусок мяса, но Иоанну удается убежать и возвратить на небо солнце-корону [Афиногенова О.Н. К изучению богомильского мировоззрения на примере переводного греческого источника // Славяноведение. - 2008. - №5. - С.84-87].

Reply


Leave a comment

Up