Прошедший год СВО позволяет абсолютно по-новому оценить
концепцию революционного танка (колесного, чисто ракетного и на электроходе).
Тогда комментаторы привели ряд возражений и сама жизнь и реальное применение танков в современном бою сняли их.
1) говорили что стрелять ракетами слишком дорого. Типа "не будешь же по каждому пулеметчику в окне шмалять управляемой ракетой". ХА! Оказалось на практике шмаляют сплошь и рядом ПТУРАми не то что по пулеметчиками или снайперам, а по ВИДЕОКАМЕРАМ наблюдения. Ну и еще такой момент - хорошие бронебойные снаряды тоже дорогие.
2) якобы сама концепция танка такова, что он должен переть вперед и "танковать" (провоцировать огонь на себя и впитывать урон) и тут же мгновенно отвечать пушкой прямой наводкой. А прятаться и лупить из закрытых позиций это вроде как не по-танковски. ХА-ХА-ХА. Оказалось что в СВО это основная работа любых танков - исполнять роль САУ, стреляя навесом.
3) якобы колесная техника вообще не катит по проходимости. Оказалось что ВСУ, будучи большей частью на колесах (фуфуфу), потеряли конечно в проходимости и боеспособности - но нельзя сказать что их армия наглухо застряла в распутицу и совсем перестала снабжаться и воевать. Если грунт топкий, то застревает любая техника - и гусеничная тоже. Встречаются иногда условия конечно когда гусли еще проходят, а колеса уже нет, но в рамках больших ТВД и масштабных боевых действий, в усреднении, такие условия мало сказываются. Гораздо чаще выходит так что либо ездят все без проблем или застревают, но тоже все.
Так что у меня открылось второе дыхание сделать и просчитать более проработанную концепцию.
Я напоминаю что это идея, концепт, а не эскизный проект (или тем более конструкция), хотя я довольно уже детально проработал.
И главное сделал прикидки в 3Д. Но все равно все цифры не оптимизированы и плюс минус-лапоть, как и габариты и компоновка.
Итак, встречайте - супердупермегатанк .. ну скажем ..назовем его "Суздаль", массой 25 тонн, боезапасом 60 ракет и круговым противоснарядным бронированием!
Габариты корпуса в метрах - 7 х 3 х 1. Клиренс 0.5 м. Высота по корпусу 1.5 м (SIC!). 10 колес диаметром 1 м, шириной 0.7 м.
Наверху стоит боевой модуль с "Арматы" (12.7 мм пулемет "Корд").
Колею и габариты я специально хотел оставить примерно как у линейки Т-72.
Теперь подробности.
1) Энергетика/двигатель/подвижность
В танке Т-90 мы имеем 1200 литров солярки, что дает 12 квтч/л *1200 = 14400 квтч запаса энергии. С потерями ее в дизеле, трансмиссии, гусеницах около 70% - на собственно движение остается максимум 14400 * 0,3 = 5000 квтч. С таким запасом топлива танк проезжает 500 км.
В "Суздале" мы имеем дизель-генератор на 100 л.с. с 300 литрами топлива, аккумулятор весом 5 тонн и 10 мотор-колес каждое мощностью 100 л.с. (пиковой). Если удельную плотность энергии аккума возьмем 400 квтч/тонна, то получится 2000 квтч в аккуме + 3600 в соляре = 5600 квтч. Из них мы должны тоже вычесть потери около 30%, НО! добавить 30% от рекуперации энергии (танк заряжает аккумы каждый раз при торможении). То на то и выйдет.
Таким образом, при меньшей массе почти в два раза мы получим запас хода более 700 км.
При этом мы имеем движок мощностью 1000 л.с., т.е. удельная мощность 40 лс на тонну, в то время как у танков не более 30.
Т.е "Суздаль" получается намного быстрее, динамичнее, с огромным запасом мощности. Цепляй к нему что хочешь, летай по шоссе под 120 км/ч, влетай на любые горки и т.д.
Колеса не поворачиваются, управляются только изменением скорости. Скорость назад такая же как вперед! Разворот на месте.
Проходимость будет почти не уступать гусеничному танку - при погружении колеса в грунт на 4 см (или сминании его) - пятно контакта каждого колеса 0,28 кв метра, то есть 2.8 кв. метров на все колеса, что при массе 25 тонн дает 0,9 удельное давление на грунт. Как у Т-90.
2) Вооружение
По центру танка мы ставим ракетный контейнер с 60 (6х10 ячеек) ракетами похожими на ПТУР "Корнет" (масса 25 кг), изолированных друг от друга слоем полиуретана.
При поражении любой ячейки ракета мгновенно автоматически отстреливается, но в любом случае контейнер рассчитан на подрыв любой ракеты без детонации соседних.
Масса контейнера 3 тонны, размеры 2 х 2.7 х 1 м. При перезарядке контейнер краном вынимается целиком и заменяется на заряженный! Никто больше со снарядами в люках не корячится.
Как можно заметить ракеты расположены под углом около 50 градусов. У них минометный старт (ракету вышибает пороховой заряд), примерно как в ЗРК Тор.
Теоретическая скорострельность как у "Града". Ракеты имеют комбинированное лазерное и спутниковое наведение.
Траектория программная на первом участке баллистическая горка, потом планирование сверху вниз в луче наводящего лазера, или по координатам.
Дальность - до 10 км. За основу я взял ракеты "Корнет" длиной 1.2 и калибром 152 мм, но их придется конечно серьезно модифицировать.
Боевая часть может быть тандемно-кумулятивной (с ударом в крышу она будет брать любой танк), осколочной (по воздушным целям) или термобарической.
Дополнительное вооружение - в отдельном боевом модуле с крупнокалиберным пулеметом 12.7.
3) защищенность/живучесть
На броневой корпус приходится 15 тонн. Передний лобовой лист как у Т-90 (разнесенная комбинированная броня) массой 3 тонны. По бортам по кругу разнесенная броня с наружной толщиной 80 ммм и внутренним слоем 20 мм (5 тонн), между ними аккумуляторы. Блоки аккумуляторов тоже являются часть брони и на эскизе представлены малиновым поясом. Снаружи также есть динамическая броня. Активная защита типа "Афганит" - тоже не вопрос. Дизель-генератор и бак с топливом - тоже часть лобовой брони! Их поражение не уничтожит танк. И даже ракетный блок!
Днище и верх - по 20-30 мм.
Аккумулятор разбит на блоки по 50 кг и каждый имеет быстрый доступ через крышку сверху. Вместо любого аккумулятора можно вставить блок полиуретаново-керамической брони. Таким образом обеспечивается максимальная тактическая гибкость в защищенности. Вопрос с пожароопасностью аккумуляторов при пробитии может быть снят. Например литийфосфатные можно пробивать как угодно.
Пробитие брони почти в любом направлении не выводит танк из строя, а лишь повреждает некритично какие-то агрегаты. Танк может ездить только на аккумуляторах при повреждении дизеля, танк может выдержать даже сквозное пробитие модуля с ракетами.
Колеса выполнены из ячеистой армированной резины, без подкачки воздухом, то есть повреждений они не боятся.
Танк останется подвижным даже если останутся целыми хотя бы два колеса с двух сторон. Подрыв на мине оторвет колесо и танк поедет дальше.
В общем, "Суздаль" будет на порядок устойчивее к любом обстрелу по сравнению с любым танком. Особенно учитывая что в среднем 1 метр от земли экранируется складками местности, в него еще и попасть просто на порядок сложнее - сравните Абрамс, Т-72 и "Суздаль":
4) Экипаж
Два человека, в полулежачем положении, в бронекапсулах. Люки у каждого сверху, каждый может независимо управлять всеми функциями танка. Естественно дистанционное радиоуправление тоже прилагается. Автопилот, шлемы виртуальной реальности - обязательно. Им не придется чистить ствол пушки, заливать масло с соляркой тоннами, вручную загружать снаряды и натягивать гусеницы. Так что двух человек более чем достаточно, но квалификация конечно должна быть как у пилотов вертолета.
5) Средства наблюдения и связи
Главное средство - как планируется на Армате - привязной квадрокоптер на 100 метровом кабеле, через который подается питание и управление.
На коптере стоит тепловизор, радар, антенны, лазерный дальномер-целеуказатель. Он сможет обнаруживать цели на расстояних до 40 км. При обрыве кабеля коптер автоматически вернется на танк, поврежденный участок кабеля легко заменяется. Еще один коптер можно иметь про запас. Средства РЭБ на него не действуют в теории (управление по кабелю).
Также на боевом модуле самого танка есть тот же комплект с радаром, тепловизором.
Танк будет способен обнаруживать и поражать любые цели, наземные и воздушные в любых условиях видимости.
Будучи сам крайне компактным, малозаметным для любых средств наблюдения. Он бесшумен, он излучает мало тепла, он малозаметен в радиодиапазоне.
Идеальный разведчик и охотник. Два "Суздаля" смогут точно пеленговать любые источники радиоизлучения и тут же атаковать их. Каждый танк сможет благодаря поднятой высоко антенне связываться на больших дистанциях и работать высокозащищенным ретранслятором для пехотных раций.
6) Оперативная мобильность
Танк при изъятия ракетного модуля и части аккумуляторов становится плавающим! Поэтому ему сделан такой "корабельный" нос.
А также он помещается в грузовой отсек вертолета Ми-26! Это вообще розовая мечта всех генералов.
Благодаря компактности, легкости и модульности его оперативная ценность несопоставимо превосходит обычные танки в этом плане.
Самое интересное это его фантастическая многофункциональность.
Сам по себе он сразу заменяет больше десятка видов всеразличной боевой техники.
Становятся больше не нужны все ПТРК (их аж три на вооружении - Корнет, Штурм и Хризантема), не нужны войсковые ЗРК типа "Стрела-10" и "Сосна".
Не нужны БРМ (боевые разведывательные машины), БМР (боевые машины разминирования), КШМ (командно-штабные).
"Суздаль" это все они вместе взятые, причем он лучше, чем оригиналы.
А мы же еще можем в любой момент вынуть ракетный модуль и накрыть крышкой - то бесплатно получаем большой отсек для людей и грузов - т.е. БТР, БМП, МТЛБ в одном флаконе.
С танковым уровнем защиты! Для этого я предусмотрел промежуток между колесами - там будут боковые бронедверки.
Вместо ракетного модуля можно влепить боевой модуль с 30-мм пушками - и получится как БМПТ "Терминатор".
Можно поставить кран - будет БРЭМ.
Можно поставить антенны - будет машина РЭБ.
В общем это получилась универсальная платформа, которая заменит на самом деле 80% всего зоопарка боевой техники.
Это значит ее можно клепать намного дешевле за счет больших серий. Намного упрощается снабжение, ремонт и обслуживание.
Мне кажется, что преимущества в сумме столь огромны, что с большим запасом кроют его любые мелкие недостатки. Которым в основном может быть цена и то не факт.
Плюс какая еще гигантская польза от конверсии - налаживание массового производства высокоэффективных и безопасных аккумуляторов для армии даст огромный толчок гражданскому электротранспорту. Электробусы и грузовики на автопилотах станут массовыми на наших дорогах.
Технические проблемы
Самое сложное это энергоемкий аккумулятор. Я взял 400 квт/тонну - это самая большая удельная энергия среди коммерческих серийных акуумов, самых дорогих.
У Теслы например всего 250 квтч на тонну. Бывают и по 500, но это единичные опытные образцы.
Аккум видимо будет литий-серный, это для него уже достижимая плотность. И вроде как они не горят, и в России есть по ним уже наработки.
Еще есть проблема высоковольтных проводов - будет довольно сложно завести в мотор-колеса провода с напряжением 400 вольт и обеспечить их защиту и герметичность.
Но в принципе это решается. Существуют даже в продаже американские мотор-колеса для легковушек мощностью 120 лс. весом 30 кг.
Нам же всунуть 100 лс в метровое 100 кг колесо намного будет проще.
--------------------------------------------
Ну как теперь?