Из которой я узнал, что нельзя спрашивать у экскурсоводов в музее, как вычурно хоронили древних русов, и какие маленькие у них были ладошки, как любовная история помогла появиться в музее огромному старинному глобусу, как немецкие фашисты обращались с древнегреческими саркофагами и многое другое...
Все потому что Музей выделил нам, блогерам, замечательного экскурсовода, Дмитрия Игоревича.
Я в этом заведеии был не первый раз - и сам ходил, и с аудиогидом все подробно рассматривал. Но какой сюрпрайз - с живым экскурсоводом совсем другое дело. Просто небо и земля. Он обращает вниманеи на кучу деталей, которые просто пропускаешь, рассказывает кучу таких подробностей, которых ни в каком гиде быть не может. Опять же можно всегда спросить, уточнить что-то. Правда должен заметить, что местами он привирал. Например, сказал что древние умельцы разрубали противника от плеча до седла (это ж известный миф вроде?), или сказал что в 17 веке за 5 рублей можно было построить усадьбу (да щаз, ага!).
Но вообще он был крайне артистичен и убедителен. Он постоянно жестикулировал, играл голосом. Рассказывал всякие байки из практики.
Я прослушал его три часа с небольшими отвлечениями, и слушал бы еще - но все устали и разбежались. Сил хватило только на первый этаж, до 17-го века.
На фотках выше мы стоим в "Парадных сенях", зале перед экспозицией, который все проходят мимо.
Хотя он сам по себе достопримечательность.
На потолке там оригинальная роспись конца 19-го века, изображающая всех русских правителей от Владимира Красное Солнышко до Александра III. Полоумными совками она была наглухо заштукатурена. Но сейчас вот раскрыли.
Там нет Бориса Годунова, который считался цареубийцей и нет Николая Второго - поскольку на тот момент он еще не дорос до.
Затем мы пошли в зал палеолита, где наш гид рассказал что очень глупо спрашивать - "настоящий ли экспонат".
Так не говорят! Говорят - подлинный или нет. Вот например бивни мамонта подлинные. Причем специально подвешены на реальной высоте мамонта:
Я честно говоря, раньше вообще не обращал на них внимания, а в этот раз впечатлился. Вот не страшно было на них охотиться? Интересно как это происходило? Но никто не знает. Загоны мамонтов в ямы и обрывы - это лишь гипотеза.
Под бивнями лежит копия сунгирского захоронения (25 тыс лет до нашей эры) по довольно сложному сценарию - голова к голове, в определенных позах и нарядах и с определенными предметами. Оказывается по сложности похоронного ритуала ученые судят о развитости языка. Ведь эти правила похорон, этот алгортим нужно запоминать и передавать как-то следующим поколениям. Так вот у сунгирцев уже был достаточно сложный язык, судя по всему.
Еще загадочно что они были родственниками, как экспертиза определила. Но вот непонятно: то ли это брат и сестра, то ли муж и жена.
Инцест тогда вполне мог быть. Рядом с ними лежат копья из выпрямленных бивней мамонта. Для этого бивни долго распаривали и потом выпрямляли - такая вот технология уже существовала.
В этом же зале есть живописный фриз с картиной Васнецова "Каменный век". Как сказал Дмитрий Игоревич - "вы наверняка ее помните по школьным учебникам". Нууу я-то в принципе картину эту помню, но вот этот конкретно фрагмент что-то не очень:
Я бы эти сиськи его точно запомнил!
Идем дальше.
В следующем зале коронный экспонат - дубовый долбленый челн, который случайно нашли дети где-то на Дону
Он ровесник египетских пирамид. На углах там вроде как явные ручки для переноски, но гид сказал что нет. За них его не поднять.
Интересно что каменные орудия лучше всего подходят для выдалбливания таких лодок, потому что они тупые и тяжелые, сминают волокна древесины и тем самым как бы закрывают их от впитывания воды и набухания. Мне еще показалось интересным, что на ровно таких же челнах-однодеревках приплывали славяне-колонисты в 7 веке на окрестную территорию . Что-то не сильно судостроительные технологии за 3000 лет поменялись!
Интерьер этого зала и других опять же, сам по себе достопримечательность
Следующая экспозиция - скифы, античность
Саркофаг древнегреческого олигарха, найденный на Тамани
Во время войны его захватили фашисты и пытались вывезти в Германию, но не смогли. Из вредности они раколошматили крышку (видно что она собрана из кусочков, а сам саркофаг залили мазутом, который хорошо впитывается в мрамор. Но вот, оттерли! Правда, вместе с фресками и позолотой.
Здесь я обращу внимание на цветочки по бокам (как они называются?) - теперь это излюбленный элемент архитектурного декора, их можно видеть на очень многих зданиях, от екатерининского классицизма да сталинского ампира.
Киевский зал
Здесь открытием для меня стала огромная картина на стене со сценой похорон. Ее трудно сфоткать - бликует, надо видеть глазами.
Называется "Похороны руса".
В правом верхнем углу - начавший разлагаться мертвец в богатых одеждах, рядом с ним готовится выпить какой-то отвар молодая девушка, видимо жена. Хочет покончить с собой. За ней старуха, приготовившая кинжал для нее. Ниже плакальщицы, гусляры, воины. Лежат умерщвленные кони. Сейчас эту похоронную ладью со всеми богатствами подожгут, а потом насыпят сверху курган.
Фишка этой картины в том, что это все практически документальная сцена!
Она составлена по подробному описанию арабского путешественника, который видел все это своими глазами и записал в своем блоге манускрипте.
Это 10-й век, между прочим!
Крутяк! А я раньше проходил, скользнув глазами и все. А тут и картина, и главное - тут же в витринах содержимое подобных похорон! Все вместе производит огромное впечатление, если вникнуть!
Меня еще прикололи очень маленькие рукоятки мечей. Как детские!
Я специально сфоткал свою руку на одном уровне с мечами
У меня на самом деле довольно маленький кулак, и то я бы не смог такой меч в руку взять. Вот же дрищи были эти русы!
Новгородский зал
Роспись на потолке этого зала является дореволюционной копией ДОМОНГОЛЬСКОЙ росписи новгородской церкви Спаса на Нередице 12-го века, которую взорвали все те же фашисты (или наши?), и поэтому является крутейшей исторической ценностью. Ничего подобного у нас нигде более не сохранилось.
пжалста - вид Древнего Новгорода!
Отложу здесь для себя небольшой справочник по домонгольским городам Руси, которые я все собираюсь объехать
Вот еще прикольный новгородский экспонат - ворота шведского собора из Стокгольма, которые спиздили древние новгородцы во время одного из набегов.
Они все покрыты барельефами со святыми всякими и апостолами, сюжетами из Евангелие - но самое забавное что внизу авторы ворот влепили свои фигурки, чем сохранили память о себе на тысячелетия
Справа и слева по углам стоят европейские мастера, а по центру наш, русский литейщик себя влепил. Видите мужика с прической под горшок?
Тут объясняется как делается дендрохронология
А это самый красивый - Владимирский зал
Прикольный экспонат - древняя технология опломбирования мешков с данью
Деревянная втулка, в которую вбивается наглухо колышек. Так что снять эту пломбу можно только разломав. Подделать ее якобы очень трудно, потому что она покрыта резьбой. Это все со слов гида, я не понял в чем проблема с подделкой. Учитывая что там целый мешок с баблом
Пошли к татаро-монголському завоеванию. Но тут меня ждало открытие другого плана - оказывается у немецких рыцарей дырки для дыхания были лишь с одной стороны шлема, а другая сторона поворачивалась к врагу во время конной дуэли и рубки
Это находки на месте Куликовской битвы (которой типа не было и где типа ничего не нашли по мнению альтернативно одаренных товарищей)
Кстати, размерчик у этой кольчуги где-то 58-й. Очень широкая.
На самом деле найдено конечно очень мало, но это абсолютно нормально для средневековых битв.
Как наглядно описал эту ситуацию Дмитрий Игоревич - "вы можете посмотреть западноевропейские гравюры, где можете заметить что битва еще идет, еще не закончилась - а мародеры уже снимают с трупов доспехи".
Московский зал
Крепостная решетка с подъемным механизмом (наконец я ее увидел, раньше просто не замечал). Такие использовались в проездных башнях русских кремлей 15-16 века
Слюдяные окна. Их Московия экспортировала даже в Европу
Клад в кубышке
Пуговицы боярских кафтанов. Чем больше пуговица, тем знатнее боярин. Застегивались на крючки при этом.
Шутейны кубок. Туда можно налить вино, и с виду все нормально. Но когда начнешь пить, там снизу открываются клапана и тебя обливает вином.
Так вот веселились.
Фрагмент придворной хроники о венчании Ивана Грозного с его же поправками. Что именно там поправлено и почему - фиг знает
А вот наконец и феерический глобус Петра Первого
так наверное непонятен масштаб?
Можно еще так
метра 2 или больше в диаметре!
Делали его голландские мастера в конце 17 века по заказу Датского королевства для ихней принцессы, которая зело увлекалась науками. Делали так долго, что принцесса выросла и влюбилась по уши в испанского принца. И так ей захотелось выйти за него, что она приняла католичество, что по тем временам вела к автоматическому отречению от престола. Короче, датчане ее прокляли и ей пришлось уехать в Испанию. А глобус так и остался у голландцев. Там его увидел Петр Первый, приехавший типа инкогнито в Европу с посольством. Но никого конечно он не обманул - трудно 2-х метровому дядьке быть незаметным. Петр очень захотел себе такой, но голландцы сначала выкатили невообразимую цену (рассудив что русский царь не обеднеет) - 16 000 талеров. Петр уехал домой без глобуса. Это ведь где-то стоимость корабля, как я понимаю. Гораздо позже в итоге удалось сторговаться за 1700, кажется. Так глобус приехал в Москву. Долгое время он использовался как учебное пособие в Навигацкой школе в той самой прекраснейшей Сухаревой башне (которую снесла в 30-х красная сволочь).
Вблизи он очень забавный, весь напичкан картинкамии зверей, деревьев. По сути это географическая энциклопедия.
Но меня раньше возмущало что Россия на нем повернута не к постетителя. Но ведь этосамое интересное! Почему так?
Оказалось его все время крутят понемногу, чтоб он не отвисался в одном положении и не деформировался. То есть можно таки застать день когда можно будет подробно рассмотреть родину.
Кстати, заодно я поднял вопрос, исправляют ли там карточки с описаниями, если там ошибки обнаруживаюься?
Ну например когда написано, что на ордынской пайцзе арабская вязь, а там на самом деле там - монголика.
Дмитрий Игоревич ответил, что нет, это вряд ли исправят. Очень там все консервативно и таблички не трогают десятилетиями.
Зря, я считаю! Вот так и возникают мифы опровергателей, что в музеях сплошное вранье и подделки.
ладно, идем дальше
Во прекрасная европейская карта 1640 года, чтоб троллить свидмых. Называется найдите Украину в 17-ом веке
Слева зеленоватым - Речь Посполитая с границей примерно по Днепру, внизу красноватым - Крымское ханство.
По центру все остальное - "Руссия, она же Московия". Упс. Не, никто не сомневался, просто тут наглядно.
После московского зала мы уже окончательно устали.
Вышли к лестнице
Коляска Павла I английской работы, нашли среди хлама в каком-то гараже.
За коляской исторический лифт. Кабина которой пользовался Александр III. Лифт работает, но механизм конечно новый.
Вот такая первая часть получилась. Ждем второй части теперь.
Спасибо
Государственному Историческому Музею и Марии Георгиевне Пономарёвой - начальнику отдела внешних связей ГИМ за приглашение на экскурсию. Спасибо сообщетсву
mosblog , которое организовывает такие познавательные экскурсии. Спасибо
luvida ,
sarah_zitserman ,
andrey169 ,
annasmart ,
lotta20 ,
juliya_lambert ,
nokasya ,
catherine_catty ,
kis_dikiy ,
breta ,
lady_morrygan за хорошую компанию
Там же можно посмотреть больше фоток и узнать больше подробностей, которые я упустил.
Ну вот еще пара кадров снаружи
Дефки фоткаются
Китайцы идут на Красную площадь, закрываясь зонтами от солнца. Соображают, ишь!