Photograph of the Target exhibition artists (left to right) Mikhail Larionov, Sergei Romanovich, Mikhail Le Dantiu, Natalia Goncharova, Maurice Fabbri, Vladimir Obolensky. Moscow, July 1913. State Tretyakov Gallery, Manuscripts department, Moscow. Source
Выставка работ Натальи Гончаровой Natalia Goncharova, tra Gauguin, Matisse e Picasso проходит во Флоренции в Палаццо Строцци с 28 сентября 2019 по 12 января 2020 года. Экспозиция включает 130 работ Гончаровой, ее спутника жизни Михаила Ларионова, а также некоторые произведения художников, повлиявших на Гончарову: Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо. 2.
До этого выставка Natalia Goncharova проходила в Лондоне в Tate Modern - с 6 июня по 8 сентября 2019.
3.
Флоренция / Natalia Goncharova, tra Gauguin, Matisse e Picasso. Palazzo Strozzi. Foto di Alessandro Moggi Photographer. Source
Вера Щербакова, ТАСС, Флоренция, 27.09.2019:
« Кураторы выставки поместили Гончарову (1881-1962), уроженку Тульской губернии из дворянского рода Гончаровых, продолжавшего ветвь жены Александра Пушкина - полной тезки художницы, между Гогеном, Матиссом и Пикассо. Именно представители знаменитого французского импрессионизма [очевидно, имеются в виду не только импрессионисты, но и постимпрессионисты: на Западе в терминах иногда не отделяют от импрессионистов пост- и нео- - прим. gorbutovich] повлияли на становление молодой Натальи, начавшей обучаться скульптуре и живописи в Москве.
А открывает экспозицию портрет Гончаровой кисти Михаила Ларионова. Они познакомились на заре своего творчество и всю жизнь сотрудничали и экспериментировали, хотя романтические отношения со временем переросли в дружбу. Именно Ларионов в 1907 году изображает Гончарову "женщиной, которая разрывает схемы и условности эпохи".
5.
Эта картина - рекламное лицо выставки во Флоренции. Гончарова Наталья Сергеевна. Автопортрет с желтыми лилиями. 77.5 х 58.2, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея / Natalia Goncharova Self-Portrait with Yellow Lilies 1907-1908 State Tretyakov Gallery (Moscow, Russia). Source
Первопроходец, опередившая свое время
В творчестве Гончаровой, которая обращалась к разным стилям - от натурализма и символизма до модернизма и кубизма, соединились самобытность русского духа и веяния нового века. Она стала первой женщиной, изображавшей наготу, что стало предметом цензуры в царской России и поводом для обвинения в распространении порнографии.
6.
Гончарова Наталья Сергеевна. Натурщица (на синем фоне). 1909-1910. 111 х 87 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Source
На флорентийской выставке представлена та самая картина - "Натурщица (на синем фоне)" (1909), которая была конфискована на первой персональной выставке Гончаровой в Москве, продлившейся всего один день.
Примечательно, что спустя 100 лет эта работа вновь подверглась цензуре, но уже со стороны Instagram, который ограничил пользователям показ картины, использованной в ролике о выставке, сделанном для социальных сетей, "поскольку [работа] излишне изображает обнаженное тело".
Как сказала английский куратор выставки из лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн Наталья Сидлина, "Гончарова предвосхитила многие тенденции XX века и в искусстве, и в обществе".
"Наша экспозиция, в подготовке которой нам помогали российские коллеги, призвана в цвете рассказать о жизни Гончаровой, каждом отдельном ее этапе, а также о русской культуре, в которой она выросла и которую пронесла до смерти", - сказала Сидлина.
Во Флоренцию выставка переехала из Лондона. Произведения были представлены не только Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем, но и региональными музеями - из Нижнего Новгорода, Серпухова, Татарстана.
Кроме того, во Флоренцию привезли работы из собрания Тейт Модерн, музеев Шотландии, Уэльса, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, частных коллекций.
Как пояснила корреспонденту ТАСС куратор с итальянской стороны Людовика Себрегонди, флорентийская выставка обогащена "итальянским периодом" Гончаровой и Ларионова, уехавших в Европу в 1914 году по приглашению импресарио Сергея Дягилева работать над костюмами и декорациями его балетов из "Русских сезонов". Театр и иллюстрирование книг всегда было частью работы художников.
С сентября 1916 по апрель 1917 творческая пара жила в Риме, где снимала студию. У Гончаровой в тот период появилось множество итальянских друзей, в также противников.
Художница еще ранее не совсем однозначно отнеслась к футуризму и манифесту Филиппо Маринетти. "В Италии, где современное искусство отсутствует, футуризм появился неожиданно, то есть искусство будущего, смесь импрессионизма и национализма", - писала Гончарова. Из разных музеев Апеннин привезли картины итальянских художников того периода.
По завершении флорентийского этапа в начале следующего года выставка "Наталья Гончарова. Между Гогеном, Матиссом и Пикассо" отправится в Хельсинки. » [ТАСС, Вера Щербакова, Флоренция, 27.09.2019]
На европейских выставках вспоминают московских коллекционеров Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, сыгравших важнейшую роль в формировании искусства русского авангарда. Щукин открыл свое собрание для публики. Морозов покупал картины современных отечественных художников, поддерживая их материально. В дом Ивана Морозова попасть было сложнее, чем в щукинский - только через знакомых, но очень многие художники в нем бывали, в том числе и Гончарова с Ларионовым.
Из путеволителя по выставке в Лондоне «Natalia Goncharova», 6 June - 8 September 2019, Tate Modern:
« Moscow
Cézanne and icons are equivalent, but my works, which I painted under Cézanne’s influence and under the influence of icons, are not the same at all... I am by no means European. - Natalia Goncharova
When Goncharova was eleven, her father moved the family to Moscow. At the age of twenty, she enrolled at the School of Painting, Sculpture and Architecture. It was here that she met fellow artist Mikhail Larionov, who would become her lifelong partner.
Early twentieth-century Moscow was one of the best places in the world to see modern European painting. Two industrialists - Ivan Morozov and Sergei Shchukin - built up and displayed extensive art collections that included works by Paul Cézanne, Paul Gauguin, Pablo Picasso and André Derain. Their family collections started with Russian icons and included traditional arts and crafts, such as wood and stone carvings and popular prints. These works shared many of the characteristics of early modernist art, such as bold colours, minimal forms and flattened surfaces. Learning to appreciate these qualities helped Shchukin and Morozov to recognise the talent of avant-garde artists in both Europe and in Russia. Goncharova and Larionov were among the young Russian artists whose works were acquired for the Morozov collection. »
Наталья Гончарова знала работы Сезанна как по репродукциям в журналах, так и благодаря произведениям, находившимся в Москве в коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Natalia Goncharova with 'Basic makeup for an actress of the Futurist theatre', published in Teatr v karrikaturakh, 21 September 1913, p.9. State Tretyakov Gallery, Moscow, photo: Andrei Sarabianov. Source
«Гончарова - это слово тогда звучало победой», - писала Марина Цветаева о Наталии Гончаровой 1910-х годов.
24.
Natalia Goncharova / Выставка в Palazzo Strozzi
Бенедикт Лившиц называл ее амазонкой русского авангарда. Ее открытия в области станковой живописи подтверждали теории и манифесты первых авангардистов, а часто и опережали их.
Она без страха обращалась к самым разным традициям, перемешивая и переиначивая их в своем творчестве, в связи с чем Михаил Ларионов выдвинул «принцип свободного копирования».
26.
Гончарова и Ларионов. Год - ? /В 1920-1930-е Гончарова продолжает заниматься живописью, преподаванием, книжной иллюстрацией, но её известность сходит на нет. Гончарова сотрудничает с Домами моды. В 1930−1940-х годах художники продолжают работать в театре. В годы Второй мировой войны и в начале 1950-х театральных заказов практически нет, художники живут в бедности. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов вступили в официальный брак только в 1955 году, когда Наталье было 74 года. И только для того, чтобы урегулировать вопросы наследства / Natalia Goncharova e Mikhail Larionov si sposarono quando lei aveva 74 anni, nel 1955 e solo per regolare l’eredità, era risaputa infatti la loro relazione aperta / Фотография: выставка в Palazzo Strozzi
Импрессионизм и кубизм, неопримитивизм и лучизм в живописи Гончаровой - это бесконечное разнообразие живописной формы.
Особая тема ее неопримитивистского периода - религиозные композиции, в которых художница предложила новое авангардное осмысление древнейшей национальной традиции искусства.
Несмотря на сложную и противоречивую общественную реакцию на композиции, Наталии Гончаровой был предложен заказ на храмовые росписи.
29.
A scene from the ballet. The Firebird, 1950s. Source
С 1915 года Наталия Гончарова начала сотрудничество с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и стала одним из самых знаменитых театральных художников-новаторов первой половины ХХ века.
Происходит из дворянско-купеческой семьи, по линии отца - двоюродная правнучка Н.Н.Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1901 в качестве вольнослушателя на скульптурном отделении у П.П.Трубецкого и С.М.Волнухина. Живописи училась у К.А.Коровина (до 1909), в дальнейшем формировалась под влиянием М.Ф.Ларионова, впоследствии стала его женой. Организатор совместно с Ларионовым и участница выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1914), "№ 4". Принимала участие в выставках объединений "Мира искусства", "Союз молодежи", "Московский салон", "Синий всадник" (Мюнхен-Хельсинки), а также футуристов в Риме, постимпрессионистов в Лондоне, галереи "Штурм" в Берлине. С 1915 года вместе с Ларионовым работала в Париже, где оформляла спектакли в антрепризе С.П.Дягилева, в том числе "Золотой петушок" (1914) и "Свадебка" (1923). В 1930-1940-х работала в различных театрах Европы и Америки. Гончарова - крупнейший художник. [Государственная Третьяковская галерея]