Новые залы будут открыты в декабре 2019 в Палаццо Питти, который является частью Галерей Уффици.
Русские художники во ФлоренцииГалереи Уффици откроют четыре новых зала постоянной экспозиции в Палаццо Питти, где будет представлена коллекция русских икон
Фрагмент / Bottega moscovita, San Giovanni battista decollato, c. 1590-1610. Gallerie degli Uffizi.
Русская иконопись получит собственное пространство во Флоренции - в Палаццо Питти, бывшей резиденции великих герцогов Тосканы.
«Эта историческая коллекция, включающая 78 святых образов, сформировалась в течение XVIII и XIX веков благодаря стараниям членов семьи Медичи и в особенности представителей Габсбург-Лотарингского дома, и теперь фактически впервые будет выставлена в постоянной экспозиции. Речь идет об устройстве четырех больших залов на первом этаже Палаццо Питти, украшенных фресками XVII века и выходящих окнами во внутренний двор: все необходимые работы предполагается завершить до Рождества, после чего эти выставочные пространства станут частью обычного экскурсионного маршрута по бывшему герцогскому дворцу», - рассказали в музее.
2.
Fig.1 Bottega russa, Madre di Dio Gioia di tutti gli afflitti, 1733, tavola, cm 27,8 x 23,2, inv. 1890 n. 9346. Gallerie degli Uffizi.
Source Речь идет о самой старой коллекции русской иконописи за границами православного мира.
3.
Source Как объясняет директор галереи Уффици Айке Шмидт /Eike Schmidt, уникальны не только сами иконы, но и их происхождение. Когда и каким образом русские иконы оказались в Италии непонятно.
4.
Source Но достоверно известно, что они находились во Флоренции в 1761 году. Тогда иконы были подарены великому герцогу Тосканскому Франческо II Медичи. Это мог быть дипломатический дар от одного из посольств или, что более вероятно, подарок православной общины Ливорно. С помощью такого дара православная община Ливорно могла засвидетельствовать свое почтение великому герцогу, который дал разрешение на строительство в городе православного храма в честь Святой Троицы, возведенную между 1757 и 1760 годами.
5.
Fig.3 Bottega russa, Menologio del semestre settembre - febbraio, c. 1725-1750, tavola, cm 70 x 54, inv. 1890 n. 5954. Gallerie degli Uffizi.
Source Наиболее значимыми произведениями коллекции являются две иконы, составляющие Менологий - календарь православных религиозных праздников, разделенных на полугодия.
6.
Fig.4 Bottega russa, Menologio del semestre marzo - agosto, c. 1725-1750, tavola, cm 70 x 54, inv. 1890 n. 5955. Gallerie degli Uffizi.
Source Каждая часть состоит из 20 горизонтальных рядов с изображениями священных сцен и фигурами святых, которых можно определить по надписям. Эти образы всегда оставались в Уффици ввиду их очевидной важности.
7.
Fig. 5 Atelier del Palazzo dell’Armeria a Mosca, Santa Caterina d’Alessandria, 1693-1694, tavola e argento dorato, cm 32 x 27,4, inv. 1890 n. 5079. Gallerie degli Uffizi.
Source В Уффици также всегда находился и образ со святой Екатериной Александрийской, который датируют 1693-1694 годами, исходя из клейма на окладе из позолоченного серебра.
«Считается, что икона происходит из мастерской Оружейной палаты - иконописцы этой школы работали при царском дворе в Московском Кремле, - и по манере исполнения близка стилю Кирилла Уланова, одного из самых известных мастеров московской мастерской на рубеже XVII-XVIII веков» [Галереи Уффици].
8.
Fig. 6 Bottega moscovita, In te si rallegra ogni creatura, c. 1575-1600, tavola e argento dorato, cm. 31,2 x 26,2, inv. 1890 n. 9354. Gallerie degli Uffizi.
Source Самые древние образы в коллекции - икона Божией Матери, относящаяся к иконографическому типу "О Тебе радуется", и икона Усекновение главы Иоанна Крестителя. Они датируются концом XVI - началом XVII веков.
9.
Bottega moscovita, San Giovanni battista decollato, c. 1590-1610, tavola, argento dorati, smalti, cm 31,2 x 26, inv. 1890 n. 9355. Gallerie degli Uffizi.
Source Их прибытие во Флоренцию связано не с Лотарингским домом, а с Медичи. Две иконы входили в состав литургических предметов, сохранившихся в капелле Реликвий /cappella delle Reliquie во дворце Питти в 1639 году, во времена правления
Фердинандо II Медичи /Ferdinando II de’ Medici и его супруги
Виктории делла Ровере. У обеих икон сохранились оригинальные серебряные оклады.
10.
Fig. 2 Vasilij Grjaznov, Madre di Dio di Tichvin, 1728, tavola, cm 31 x 25,5, inv. 1890 n. 9347. Gallerie degli Uffizi.
Source Единственная подписная икона в коллекции - Богоматерь Тихвинская, имеющая дату 16 июля 1728 года и подпись
Василия Грязнова (упоминается 1724-1728). В работе дата записана по западной системе, введенной в России царем Петром Великим (1672-1725).
11.
Source C 1796 года началось передвижение икон. Какое-то время они составляли часть коллекции Кабинета древней живописи вместе с греческими мозаиками. После этого вплоть до ХХ века они хранились на вилле Медичи ди Кастелло /villa medicea di Castello. Затем были переданы в Академию - с 1958 по 1968 год. Потом во Дворец Питти и с 1984 года снова - в Академию.
12.
Source В 2013 году коллекция снова была передана в Уффици, где во время рождественского сезона 2014 года она была представлена на выставке, организованной при поддержке ассоциации «Друзья Уффици» /Amici degli Uffizi. Та выставка продолжала ежегодный цикл выставок из серии «Впервые представленные» из неизвестных собраний флорентийских сокровищниц. Причем, в 2014 году в коллекции насчитывали 81 икону, сейчас 78.
13.
Source «Между Россией и Италией и, в частности, Флоренцией, существует некая связь, проходящая красной нитью через всю историю. И важнейшая коллекция икон в Уффици, насчитывающая 78 предметов, является ранним свидетельством этой связи. Наконец, впервые в истории эта коллекция станет доступна во всем великолепии и полноте и ею смогут полюбоваться туристы со всего мира», - заявил директор Уффици Айке Шмидт.
14.
Source Открытие русских залов состоится к Рождеству. Залы, которые будут посвящены русским иконам, никогда не были полностью и постоянно открыты для публики. Архитектор Мауро Линари разработал маршрут, чрезвычайно хорошо согласовав путь между экспонатами.
15.
Source «Это еще один фрагмент бесконечного диалога между Россией и Италией. Давайте не будем забывать, - говорит Шмидт, - что на руинах виллы Медичи в Пратолино Демидов построил великолепную виллу [
Пратолино Демидофф], а мемориальная доска на здании прямо на Пьяцца Питти перед Большим Герцогским дворцом напоминает нам, что здесь, в январе 1869 года, Федор Достоевский завершил свой шедевр "Идиот"».
16.
Source Коллекция из 78 икон Уффици является ранним свидетельством этой связи.
17.
Source 18.
Source 19.
Source 20.
Проект. Так будет выглядеть экспозиция / Rendering del futuro allestimento. Gallerie degli Uffizi.
Source 21.
Проект. Так будет выглядеть экспозиция / Rendering del futuro allestimento. Gallerie degli Uffizi.
Source Ранее про музеи Флоренции-2019:
Выставка работ Натальи Гончаровой Natalia Goncharova, tra Gauguin, Matisse e Picasso проходит во Флоренции в Палаццо Строцци с 28 сентября 2019 по 12 января 2020 года. - см.
Наталья Гончарова во Флоренции и в Лондоне, 2019-10-01
Источники:
Уффици:
A Palazzo Pitti le sale con la collezione delle icone russe. News. Gallerie degli Uffizi, 02.09.2019
Галерея Уффици откроет новые залы для постоянной коллекции русских икон // Рим, РИА Новости, Александр Логунов, 03.09.2019
Русские иконы разместят на постоянной экспозиции в Палаццо Питти. «Италия по-русски», 05.09.2019
Arte sacra, icone russe esposte a Palazzo Pitti, quinewsFirenze.it, 02 Settembre 2019
Musei. A Palazzo Pitti nuove sale dedicate alle icone russe dei Medici. Redazione Agorà. avvenire.it, 2 settembre 2019
Russian Rooms to open at Palazzo Pitti. The world’s largest collection outside Russia has never been seen in its entirety. Editorial Staff. September 2, 2019
The Collection of Russian icons in the Uffizi. Uffizi Gallery, Florence- Hall of the Royal Post Office. 20 December 2014 - 1 February 2015
В Галерее Уффици выставлены иконы из русской коллекции флорентийских сокровищниц. ТАСС, 04.01.2015