Кратко про историю российских пасхальных традиций, Пасху в дореволюционной России, яйца Фаберже, а также видеозапись лекции «Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки». Лектор: Уварова Юлия Николаевна, Музеи Московского Кремля
Императорские яйца Фаберже, возвращенные на родину Виктором Вексельбергом. Коллекция Музея Фаберже, Санкт-Петербург. Fabergé museum
Source По последним данным социологической науки половина россиян не знает что христиане отмечают на Пасху, но зато другая половина знает: Воскресение Христа. Подробнее -
в конце: [1]. При этом большинство - 77% - назвали дату Пасхи-2019 правильно. Лишь 8% назвали дату неверно. Те или иные традиции, связанные с празднованием Пасхи, соблюдает большинство россиян. В 2019 г. 48% опрошенных собирались готовить куличи, пасху, красить яйца, 21% - освящать их в церкви. Еще 44% пообещали отправятся в гости или принять родных и близких у себя, 11% преподнести им подарки. Ко всенощной в пасхальную ночь планировали пойти 11% опрошенных. Не планируют праздновать Пасху 18% всех опрошенных, а среди 18-24-летних - 35%.
Пасха всегда была главным православным праздником в России - и в допетровские времена, и позже. Светлое Христово Воскресение отмечали с большим размахом, чем прочие праздники, включая Рождество.
Во второй половине XIX века и позже в городской среде была традиция приобретать к Пасхе что-то из одежды, чтобы на всенощную отправится в новом одеянии. В преддверии Пасхи приметой как патриархальной Москвы, так и светского Петербурга были переполненные ломбарды.
2.
Пасхальная открытка. Начало XX века.
Source С наступлением праздника города и деревни оглашались звоном колоколов, в домах накрывались праздничные столы, начинались народные гуляния. Одним из старинных праздничных увеселений было катание на качелях: на площадях городов устраивали временные городки с разнообразными развлечениями, которым можно было предаться за небольшую плату. Гуляния "под качелями" существовали уже в XVII веке. Когда-то давно веревочные качели вешали в женских покоях царских теремов. В XVIII-XIX веках качели стали самых разных типов. В увеселительных городках проходили различные представления, в том числе цирковые. С середины XIX века в моду входит показ диорам, косморам и прочих предшественников кинематографа. Популярным сюжетом становится путешествие: рассматривая диораму или космораму можно было увидеть достопримечательности европейских городов, особо привлекали виды Рима и Парижа.
Ближе к концу XIX века широко распространились иллюстрированные открытые письма - открытки. Пасхальные открытки отправлялись так, чтобы адресат получил их в субботу. В субботу же было принято дарить пасхальные подарки.
В числе главных обрядов во время Пасхи были христосование, когда люди целовали друг друга при встрече в знак взаимной любви и равенства перед Богом; а также обмен пасхальными яйцами.
Традиция христосования на Руси древняя, зародилась она задолго до XVIII века.
3.
Христосование императора Николая II с членами экипажа яхты Штандарт Ливадия. После 1909 г.
Source Еще в XVII веке русские государи поздравляли нижний чин с Пасхой, но тогда царю целовали руку. В XIX веке императоры начали лично христосоваться со всеми, в том числе нижними чинами, а руку теперь целовали императрице.
До времен Николая I императоры троекратно целовались только с близкими и равными себе по статусу людьми. Николай I считал, что обряд христосования может сблизить царскую семью с народом, поэтому приучал к нему своих детей. Его примеру следовали Александр II, Александр III и Николай II. Теперь императоры дарили пасхальные яйца и христосовались не только с членам семьи, но и с десятками и сотнями подданных, что длилось иногда несколько дней кряду. Подробнее:
https://gorbutovich.livejournal.com/131402.html Куличи и пасха занесены на российскую землю из Германии. В 1770-е годы их начали готовить при императорском дворе, отсюда новшество распространилось в аристократической среде, далее - постепенно везде.
4.
Около 1910-1915. Пасхальное яйцо-подвеска. Высота без учета петли 1,8 см. Перегородчатая эмаль. Возможно 11-я Московская артель / A cloisonné enamel egg pendant, possibly 11th Artel, Moscow, circa 1910-1915. Painted with fly agaric mushrooms and wildflowers in a green-shaded field on a sky ground, the cloisons with dripped overlay, apparently unmarked. Height excluding loop 1.8 cm. Estimate 4,000 - 6,000 GBP. Lot sold. 5,000 GBP. 28 November 2017, London, Sotheby's.
Source В старину даже русские цари дарили яйца настоящие: крашенные куриные или гусиные. Самым дорогим вариантом были деревянные расписные яйца. Если царь желал выразить кому-либо свое особое расположение, то одаривал счастливца не куриным яйцом, а гусиным. Когда вошли в придворный быт деревянные яйца, то получить таковое из рук самодержца стало знаком особой милости. По легенде, иконописец Богдан Салтанов преподнес царю
Алексею Михайловичу (1629-1676) три блюда с расписанными пасхальными яйцами. Настолько они понравились царю, что с тех пор дарить расписные яйца на Пасху становится традицией.
В XVIII веке появляются пасхальные яйца, выполненные из хрусталя, стекла, фарфора. Из Западной Европы приходит традиция создавать драгоценные яйца с сюрпризами. Такие вещи могли быть предназначены и для практического использования: в качестве дамских несессеров, шкатулок, ароматниц и проч. Когда в моду вошло курение, ювелиры стали делать пасхальные "сувениры" и для этих целей, например, яйца-спичечницы.
5.
Пасхальное яйцо «Курочка», 1885 год. Фирма Карла Фаберже. © Музей Фаберже, Санкт-Петербург / Henn Egg, House of Fabergé, 1885. © Fabergé Museum, St. Petersburg.
Source. Яйцо в другом раскрытии:
https://gorbutovich.livejournal.com/131402.html В 1885 году по заказу Александра III Карл Фаберже изготовил ювелирное пасхальное яйцо «Курочка» в подарок его супруге - Марии Федоровне. Императрица осталась так довольна подарком, что высочайший пасхальный заказ у фирмы Карла Фаберже стал ежегодным. «Курочка» стало первым из императорской коллекции яиц Фаберже.
6.
Записная книжка императрицы Александры Федоровны с собственноручными рисунками пасхальных брелоков. 1897-1906. Музеи Московского Кремля.
Source Князь
Феликс Юсупов (1887-1967) вспоминал:
« Пасху праздновали торжественно. Всю Страстную близкие друзья и почти вся прислуга были с нами на службе в нашей домашней часовне, а в субботу на Всенощную шли в большой храм. После разговлялись. Гостей собиралось множество. Начинался пир горой: молочные поросята, гуси, фазаны, реки шампанского. Вносились куличи в венчике из бумажных роз, обложенные крашеными яйцами. На другое утро мы мучились животами.
После пира отец с матерью и мы с братом шли в людскую. Матушка следила, чтобы людей кормили хорошо, и слуги ели почти все то же, что и хозяева. Мы поздравляли всех и христосовались.
У отца имелась прихоть: менять столовые. Чуть не каждый день мы обедали в новом месте, что прибавляло слугам хлопот. Мы с Николаем порой бежали по всему дому в поисках, где накрыто. И опоздать были рады-радехоньки.
7.
Записная книжка императрицы Александры Федоровны, 1897-1906 годы © Музеи Московского Кремля. Императрица Александра Федоровна дарила драгоценные яйца-подвески своим дочерям, родственницам, придворным дамам и многочисленным служащим двора. В Музеях Московского Кремля хранится небольшой альбом царицы. В нем она собственноручно зарисовывала эти брелочки, писала, кому они подарены, и проставляла цены, большей частью в несколько рублей. Подробнее:
https://gorbutovich.livejournal.com/131402.html Отец с матерью держали открытый стол. Сколько едоков соберется к обеду, в точности не знали. Многие являлись к столу целыми семьями, ибо нуждались и питались то в одном, то в другом достаточном доме. Этих извинить было можно, других - навряд. Одна богатая старуха домовладелица ела только в гостях. Приезжала с опозданием и, войдя, заявляла с апломбом: «Волки сыты, теперь поем спокойно». »
Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953
[2] 8.
Ожерелье из миниатюрных пасхальных яиц. Россия, 1900-е гг. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1900-е гг. Материал: золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Техника: гильошировка, полировка, плетение, эмаль. Размеры: дл. 35 см. Поступил в 1961 г. Дар З.Ю. Шокальской. Государственный Эрмитаж / The State Hermitage Museum.
Source. Миниатюрные яйца-брелоки девочкам часто дарили с самого рождения, и в течение жизни у них складывались целые роскошные колье из нитей-цепей с гроздьями пасхальных подвесок, отличавшихся необыкновенным разнообразием фасонов и отделки. Подробнее:
https://gorbutovich.livejournal.com/131402.html Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки
9.
Click to view
Начало лекции с 02:33. С микрофоном - с 04:50. Имеются провалы звука.
Лекция «Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки». Лектор: Уварова Юлия Николаевна. Музеи Московского Кремля, 07.04.2018.
Source В лекции речь идет о традиции празднования Светлого Христова Воскресения в российских городах и селениях, а также при императорском дворе. Как праздновали Пасху в семье Александра III и Николая II, что дарили друг другу, во время визитов в Москву и в Крым. Рассказывается о традициях и эволюции пасхальных церемоний XIX в.: праздничной литургии, христосовании, появлении высочайшего завтрака и его оформлении, подарках.
Эволюция придворного ритуала в середине XIX в. происходила на фоне важных изменений в общественной и культурной жизни России: старинные православные праздники, особенно Пасха, стали символом приверженности национальным традициям и единения всех сословий. Эти тенденции нашли отражение и в пышных церемониях императорского двора и в произведениях русских художников и ювелиров. Самыми знаменитыми пасхальными сувенирами, заказанными российскими императорами, стали шедевры фирмы Фаберже.
10.
Click to view
Пасхальные подарки для императорской фамилии, изготовленные фирмой Карла Фаберже, из собрания Музеев Московского Кремля / © The Moscow Kremlin Museums.
Source Сразу после очередной Пасхи мастера фирмы Фаберже приступали к работам над новыми подарками для императорской фамилии к следующей Пасхе.
11.
Click to view
Яйца Фаберже - что внутри? Яйца и другие изделия Фаберже в раскрытом виде: как отрываются, сюрпризы яиц. Музей Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга /
Fabergé museum.
Source 12.
Click to view
1897. Пасхальное яйцо "Коронационное". Фирма Карла Фаберже. Императорская коллекция. Музей Фаберже, Санкт-Петербург.
Source. Межпрограммное оформление телеканала "Культура". Источник видео: Телеканал "Культура".
Многие императорские пасхальные подарки были связаны с важнейшими вехами российской истории или жизни императорской семьи. К таковым относится и "Коронационное" яйцо 1897 года - одно из самых известных и прославленных творений Карла Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. Про яйцо:
https://fabergemuseum.ru/ru/collection/item/29.
13.
Click to view
1898. Императорское пасхальное яйцо "Ландыши". Фирма Карла Фаберже. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Межпрограммное оформление телеканала "Культура". Источник видео: Телеканал "Культура".
Source Яйцо "Ландыши" поднесено Николаем II супруге на Пасху 1898 года. Украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны, символизирующими чистоту, юность и невинность. Про яйцо:
https://fabergemuseum.ru/ru/collection/item/30.
14.
Click to view
1899. Яйцо пасхальное с букетом лилий. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже; часовой механизм - фирма «Г.Мозер и сыновья», 1899 г. Мастер Михаил Перхин. Золото цветное, платина, серебро, розы, оникс ; гильошировка, литье, чеканка, эмаль. Музеи Московского Кремля / The Moscow Kremlin Museums.
Source К каждой Пасхе Николай II дарил своей супруге яйцо, выполненное фирмой Фаберже. В 1899 году императрица получила в подарок яйцо-часы, которое несло в себе признание в любви с посланием: «Время проходит - любовь остается». Часовая стрелка, выполненная из золота и усыпанная алмазами, имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука. Белый эмалевый циферблат часов с алмазными цифрами вращался по горизонтали, а неподвижно укрепленная Купидонова стрела указывала время. О добродетельном пламени семейной любви и вечном цветении неугасающего чувства говорит цветочное оформление подарка и горящие факелы Купидона. Яйцо венчают пышные агатовые лилии (символ чистоты и невинности), которые словно прорастают через венок многоцветных золотых роз, символизирующий любовь.
15.
Click to view
1911. Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Фирма Карла Фаберже. Императорская коллекция. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Межпрограммное оформление телеканала "Культура". Источник видео: Телеканал "Культура".
Source.
В императорской коллекции пасхальных сувениров есть произведения, в которых трудно с первого взгляда распознать яйцо. Если бы не сохранившийся счет от Фаберже, возможно, не было бы полной уверенности в том, что «Лавровое дерево» - пасхальный подарок. С 1947 года и до недавнего времени это произведение ошибочно называли апельсиновым деревом.
16.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». 1911 год. Фирма Карла Фаберже. Музей Фаберже, Санкт-Петербург.
Source Карл Фаберже получал от императора полную свободу в выборе сюжетов и оформления пасхальных яиц, поэтому придворный ювелир должен был хорошо знать вкусы и художественные предпочтения императриц. Вероятно, мастер был хорошо осведомлен о любви Марии Федоровны к птицам. Их было много в загородных царских резиденциях, а в петербургском Аничковом дворце вдовствующей императрицы была установлена огромная клетка с бесчисленным множеством пернатых.
В 1911 году Фаберже изготовил для матери Николая II пасхальный подарок «Лавровое дерево», в ветвях которого обитает «маленькая пичужка». Вечнозеленый лавр - символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа, а также почета и признания заслуг. Лавр, вероятно, не случайно стал композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол, а также - сорок пятой годовщины ее свадьбы с "дорогим Сашей", как она называла императора Александра III.
В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися натуральными перышками и начинает петь, вертясь в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает.
Плотные глянцевые листья кроны (числом 325), по форме напоминающей яйцо, выполнены из любимого поделочного камня К.Фаберже - саянского нефрита «цвета надежды». Зеленый (в данном случае насыщенный «шпинатный») цвет традиционно символизировал юность, цветение, триумф жизни и весны. Яркая листва оживлена розоватыми и желто-оранжевыми плодами из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, а также мелкими белыми эмалевыми цветками. Дерево посажено в кубообразную кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.
Про Пасху ранее:
Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1. Большой материал, 2 мая 2016
Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2. Большой материал, 4 мая 2016
Клевер - эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже. 30 апреля 2016
Пасха и Фаберже. Как клиенты фирмы Фаберже поздравляли с Пасхой своих близких и подчиненных. 15 апреля 2017
Пасхальный натюрморт. 1909 - 1920-е. Три картины, открытка и воспоминания о Пасхе художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938). 17 апреля 2017.
Христосование. Кустодиев, 1916. 1 мая 2016
Пасха у футуристов в 1915 году. 9 апреля 2018
=====
[1] Результаты опроса ВЦИОМ, 2019:
Всероссийский центр изучения общественного мнения 26 апреля 2019 г. представил данные исследования, посвященного празднику Пасхи.
Самый интересный вопрос:
Как Вы считаете, что празднуют в Пасху?
(открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)
Ответы:
Воскресение Христа - 50%
Затрудняюсь ответить - 32%
День рождения Христа - 6%
Великий христианский праздник - 4%
Поминают усопших - 4%
Конец Поста - 3%
Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Подробности опроса - на сайте ВЦИОМа:
Данные опросов / №3943, 26 Апреля 2019 / Праздник Пасхи: не только куличи и яйца! Источники, см. дополнительно:
[2] Юсупов Ф. Ф. Мемуары - М.:"
Захаров", 2011 //
Глава 7. Наши жилища - Петербург - Мойка, слуги и хозяева - Ужин у «Медведя»Источники указаны в ссылках в тексте и подписях к изображениям и видео.
The Charming Tradition of Fabergé Egg Pendant Necklaces. By Marie Sapozhnikova. Nov 17, 2017 // Sotheby's