Авангард в средневековом Нюрнберге. Карнавал. Часть 1

Mar 02, 2016 16:30

Нюрнбергский шембартлауф - ход ряженых - классический средневековый "воцерквленный карнавал", проводившийся с 1449 по 1539 г. На протяжении 90 лет состоялось 64 карнавальных "шоу".



Маска в авангардном костюме из кубиков из игральных карт. Шембартлауф 1539 года - последний, Нюрнберг / Schoenbartbuch (Nürenberg Carnival Book). Creation XVIex. 1590/1620. Nürnberg, Germany [Place Of Origin]. Coll. 170. Ms. 351. Page 182. University of California, Library, Los Angeles. Source

Текст - на базе материала из книги Владимира Федоровича Колязина "От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья" - М.: Наука, 2002. Все иллюстрации поста - из рукописи XVI века на немецком языке "Schembartbuch aus dem Besitz des Sebastian Schedel", находящейся в библиотеке Калифорнийского университета: Coll. 170. Ms. 351 [*].

Обычно реконструкции средневековых карнавалов приходится делать на основе весьма скудных сведений, при практическом отсутствии изобразительного материала. В случае же с шембартлауфом сохранилось более 70 иллюстрированных летописей, в красочных миниатюрах, гравюрах, эскизах и словесных описаниях зафиксировавших все богатство этого пышного празднества. Они хранятся в библиотеках и архивах Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Америки. Сам факт существования подобных документов ставит шембартлауф в ряд эпохальных явлений.

Специфическая трудность описания и оценки нюрнбергского карнавала состоит в том, что эти несколько десятков специально ему посвященных визуально-текстовых документов слишком по-разному зафиксировали содержание процессий, элементов декораций и действа, так что порой приходится только гадать, какое же сведение соответствует истине.


2.


Coll. 170. Ms. 351. Page 17

Шембартлауф развивался постепенно, превратившись со временем в гиперболическое многочастное зрелище. Поначалу он представлял из себя шествие множества массовых и отдельных типажей в различных аллегорических и вымышленных костюмах, ряженых и шутов, в простых размалеванных и больших, искусно выполненных масках, затем процессию дополнили повозки с театрализованно-декоративной архитектурой и аллегорическими персонажами, передвигаемые костюмированными статистами или лошадьми в пышном убранстве, а впоследствии еще и поединки с участием различных гильдий [1].

3.


Корабль. Шембартлауф 1506 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 112 v. По клику - целый лист

Шембартлауф - произведение многих искусств: синтез прикладного и изобразительного искусств, архитектуры, театра, эмблематики, пластики, религиозных живых картин и массового зрелища. Можно отдельно и специально рассматривать изящные костюмы и маски участников процессий - министрантов, ряженых (Läufer), типы повозок и архитектурно-театральных построек, на них перевозимых, сценическое действие на повозках и живые картины со всем реквизитом сцен; а также сами книги летописцев шембартлауфа.

4.


Мелочная лавка с продавцами и шутами. Повозка шембартлауфа 1512 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 132 v. Source

Ведь шембартлауф, как классический пример карнавала позднего средневековья, двойствен по своей природе. Элементы светской и религиозной культуры, сакральное, эмблематичное, художестенно-игровое и жизненно-бытовое слиты в нем в нерасторжимое целое.

5.


Карнавал 1487 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 85 r. Source

В истории шембартлауфа много загадок и темных мест. Возникновение его связывают с одним из политических событий 1349 г. - восстанием нюрнбергских ремесленников против городского совета, жестоко подавленным Карлом IV. Ремесленники выступали с требованием быть представленными в совете наряду с патрициями. Гильдия мясников же, напротив, в восстании участия не принимала и в награду за то якобы получила от кайзера право устраивать во время фастнахта свои пляски и носить украшения. Мясники чрезвычайно гордились своим танцем и ритуал этот довели до совершенства. В летописях встречается мнение, что и сам шембартлауф был подарен мясникам как привилегия.

6.


"Бегун". Иллюстрация к шембартлауфу 1449 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 21. Source

Как полагают, сотая годовщина восстания в 1449 г. послужила поводом для устройства нового карнавала - шембартлауфа. В летописи имеется запись: "NI, или Первый шембартлауф. В 1449 году предводительствовал процессией Конц Эшлёер. Шли от дома Кристиана Вайссена к Длинному мосту; человек же было 24... Были одеты в саван, совершенно белый с зелеными рукавами и накидкой, с одной стороны украшенный распустившейся ветвью. Затратили на ход около 6 гульденов" [3].

7.


Шембартлауф 1468 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 51. Source

Майстерзингер Ханс Сахс вполне определенно трактовал шембартлауф как аллегорию восстания:

Заметь, что сей Шембарт
Со всем, что будит в нас азарт,
- Се аллегория лишь тайная
Давно минувшего восстания.
Ханс Сахс

[Образ Ханса Сакса как главы школы-гильдиы мейстерзингеров в Нюрнберге получил отражение в опере Рихарда Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1867.]

Участники процессии - ряженые в различных масках - олицетворяли, согласно этой точке зрения, зачинщиков восстания, оцениваемого весьма отрицательно как "дело рук дьявола". Впрочем, соотнесенность с восстанием - только предположение, которое другие историки оспаривают.

8.


1502 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 107. Source

Ряженые, таким образом, становились символическими воплощениями дьявола. Летописец конца XV в. Зигмунд Майстерлин характеризовал мятежников как посланников дьявола, наделяя их всевозможными звериными атрибутами. Полагают, что само название нюрнбергского карнавала "Scheinpot", "Scheinpart", позднее трансформировашееся в "Schoenbart", восходит к этой резко критической оценке церкви, объявившей мятежников фальшивыми посланниками (Scheinboten). Любопытно, что - как свидетельствуют протоколы Нюрнбергского городского совета - понятия "Scheinbote" и "Scheme" (традиционное название маски) постепенно слились и стали обозначать нечто единое [4].

9.


Год 1474 / Coll. 170. Ms. 351. Page 63. Source

В течение целого столетия - с 1449 по 1539 г., когда состоялся последний шембартлауф, -Нюрнберг был центром яркой карнавальной жизни. В городе насчитывалось множество карнавальных клик. Но шембартлауф был прежде всего привилегией восходящего патрициата - только патрициям и членам их семей разрешалось беспрепятственно носить костюмы и маски. Патриции тем не менее не препятствовали участию в карнавале ни ремесленников, ни крестьян. Патриции охотно наряжались, как и крестьяне и ремесленники, сливаясь с пестрой карнавальной толпой.

10.


Год 1496 / Coll. 170. Ms. 351. Page 101 r. Source

Маска играла исключительно важную роль в жизни средневекового Нюрнберга. Об этом свидетельствуют бесконечно повторявшиеся запреты властей для простых бюргеров появляться на карнавале в масках. Правом носить маску обладали единственно участники шембартлауфа.

11.


1452 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 23. Source

В развитии шембартлауфа можно выделить три этапа. Процессии первого периода отличались достаточной простотой. Однако, несмотря на то что костюмы ряженых должны были наглядно характеризовать "дело дьявола", выглядели они по тем временам достаточно модно, если не сказать вызывающе: предосудительный покрой и плотное прилегание к телу неизменно подчеркивали телесное начало.


12.


Дракон. Die Höllen или "адова повозка" 1475 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 64. Source. Целый лист по клику

В 1475 г. в процессии впервые появились специально сооружаемые повозки - "Die Höllen", что можно перевести как "ад", "адовы повозки", учитывая выполняемые ими религиозные и пространственные функции и следуя традиции Владислава Петровича Даркевича [5]. Повозки, которые ряженые волочили за собой, снабжались полозьями.

13.


Двойная башня. Повозка 1504 года. Coll. 170. Ms. 351. Page 110 v. Source. Целый лист по клику

С 1493 г. начинается новый этап в развитии шембартлауфа: на полозья или на колеса, способные выдержать более тяжелые конструкции, начинают устанавливать различные декорации и разыгрывать живые картины или сценки, объединенные той или иной тематикой.

14.


Штурм "ада". 1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 160 v. Source

В соответствующий момент ряженые начинали возить "адовы повозки" по всему городу, а после демонстрации и инсценировки штурма сжигали их на глазах у публики.


15.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 224 v

Расцвет шембартлауфа в последние годы его существования связан именно с совершенствованием и стилистическим украшательством "ада", параллельно которому шло лавинообразное расширение репертуара масок и костюмов. Костюмы стали украшаться всевозможными орнаментами, аппликациями, фигурами, зеркальцами, игральными костями, перьями и т.д.

16.


Василиск. "Адова повозка". 1507 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 114 v. Source

Сегодняшнему исследователю во многом приходится обращаться с символами и знаками шембартлауфа как с шифрами. Известный немецкий исследователь карнавала Юрген Кюстер полагает: "В общем и целом декорации шембартлауфа служили изображению того, что такое дьявол и дьявольщина или иллюстрировали определенные картины Ада. Негативный контекст повозок карнавальной процессии возможно доказать почти во всех случаях, основываясь на ключевых аллегорических трактатах средневековья" [6].

17.


1472 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 59. Source

В выборе мотивов и объектов "драматурги" шембартлауфа следовали прежде всего традиционным символам и аллегориям библейских смертных грехов. Средневековый зритель этот язык понимал с полуслова.


18.


Маска демона с головой птицы. 1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 216 v. Source

Реконструкция нюрнбергского карнавала во всей целостности - задача не из простых. Летописцы мало внимания уделяли общей картине, углубляясь в детали процессии и характеристику масок и реквизита. К счастью, Ханс Сахс оставил нам яркое, детальное описание шембартлауфа предположительно 1539 г., указав маршрут процессии и действия ряженых. Очевидно, так же следовали ряженые и в другие годы, так что мы имеем дело с моделью процессии.

19.


"Дикарь". 1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 220 v. Source

Карнавалу в родном городе он посвятил поэму "Scheinpart-Spruch". Ряженые для Сахса - символы мятежников, штурм Мясницкого моста - аллегория схватки ремесленников с мясниками. Сахс наблюдал шембартлауф с молодых лет и, оставаясь под его впечатлением до конца жизни, не стал поддерживать принявшихся искоренять его реформаторов и прежде всего Лютера:

Вот собирается шембарт,
И ряженых уж виден длинный ряд,
Ну и давай к мосту бежать,
Чтоб трепку мясникам задать. [7]


20.


"Дикарка". 1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 222 v. Source

Команда численностью от 24 до 100 человек собиралась у Бурга, откуда с большим шумом, в сопровождении трубачей, снаряженная копьями, колокольчиками и петардами, направлялась к ратуше. Во главе процессии шествовали шуты, за ними швырялыцики орехов и яиц и целая свита аллегорических персонажей, чертей, дикарей, замыкали же ход сами ряженые, сопровождаемые музыкантами.

21.


Год 1469 / Coll. 170. Ms. 351. Page 53. Source

Процессия начиналась на Главном рынке. Вначале проходили Мясницкий мост, далее шли мимо Женского дома, где устраивалась пляска, называемая Сахсом не иначе как "бесстыжей", затем к Немецкому дому. Там процессия на время рассыпалась, шуты и ряженые с кошельками на ремне расходились по домам бюргеров собирать деньги. Позднее стали выпрашивать рыбу, которую переносили в корзинах. Затем ход возвращался к рынку, где начинался живописный штурм "адовых повозок", впоследствии сжигаемых. В действиях ряженых было много демонстративного, плакатного, а шествие к мосту и рынку с сотрясанием копьями и взрывами петард напоминало военный парад или выступление войска на боевые позиции. Карнавал завершался коллективной трапезой, где в ход шла вся полученная рыбная дань или все заработанные деньги [8].

22.


1460 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 35 r. Source

В отдельные годы, по меньшей мере вплоть до 1459 г., ряженые по согласованию с городским советом собирали также дань с иудеев, а также особ легкого поведения. По мнению Жака Хеерса, эта любопытная подробность свидетельствует об известном притеснении еретиков и вероотступников со стороны власти и церкви, совершавшемся под прикрытием карнавала [9].

23.


1464 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 43. Source

Ход, процессия, выбор самого маршрута во многом объясняются магией, в которую свято веровал средневековый человек. О магической направленности карнавала у "бахтинианца" М. Реутина читаем: "Идентичная по своим задачам крестным ходам христиан, она [карнавальная процессия] стремилась втянуть в поле симильной и защитной магии весь город или, по крайней мере, важнейшие его объекты. Карнавал охранял и благословлял средневековый город; он был магической причиной его будущей многолюдности и грядущего благоденствия" [10].

24.


1467 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 49. Source

В шембартлауфе все наполнено многозначными аллегориями и символами, а первоначальный смысл многих аллегорий утрачен.

За каждым атрибутом, элементом экипировки ряженого закреплялись определенное религиозно-символическое значение и двойная функция - практическая и художественная. Так, с помощью колотушки производили шум и грохот, но ее форма и украшение имели декоративно-знаковый и религиозный смысл. Карнавальные грохот и шум, производимый ряжеными и шутами, нагружались двойным смыслом, являясь антитезой "возможности идеальной жизни в покое под властью Господа".

25.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 208

Опахало, или пучок листвы, украшавший петарду, Ханс Сахс атрибутировал как банный веник, что должно было служить намеком на средневековые бани как место блуда и распутства и указывать на грех роскоши [12]. Банный веник, напоминавший по форме фиговый лист, согласно кодексу средневековых аллегорий, должен был напоминать верующим о грехопадении и его последствиях. Средневековому зрителю были хорошо известны изображения опахала из зелени и фигового листа в базиликах. Однако им могли быть знакомы и слова известного проповедника XV в. Гайлера фон Кайзерберга, о том, что "во всех тех людях, которые в банных опахалах ищут извинения своим скрытым порокам, очевидна попытка оправдания греха" [13].


26.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 210

Петарда, помимо того что служила погремушкой, а затем использовалась по прямому ее назначению, должна была как инструмент, производящий огонь, возбуждать видения Ада.


27.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 218

Наряду с ряжеными в одинаковых костюмах в шествии участвовало множество отдельных масок, изображавших светских типажей, зверей и чертей. Говоря о масках шембартлауфа, стоит помнить о том, что в средние века в Германии под маской понимали маскировку всего тела, то есть она включала в себя собственно маску (Larve, Gesichtslarve, Scheme) и костюм.

28.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 176

В первый раз отдельные маски появились на карнавале в 1518 г., когда костюмы шились из грубой материи, во второй - в 1539 г., когда к первым прибавились костюмы с деревянными деталями [14]. От карнавала к карнавалу искусство нюрнбергской маски совершенствовалось и обогащалось, будучи доведенным к истинно музейным образцам и произведениям средневековой "высокой моды".

29.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 186

В живописном, ярком, все более изощренном - в ходе 30-летнего разворачивания во времени - фризе нюрнбергских отдельных масок - черти в масках животных и в костюмах из грубого полотна, фольклорные старухи, словно бы сошедшие с картин Брейгеля, средневековые франты в беретах разнообразной формы, в костюмах из наложенных поверх и особым образом укрепленных сверкающих медных пластин, или же пластин с позолотой, серебристо-серых нюрнбергских пфеннигов, игральных костей, карт, миниатюрных зеркалец, прочих изящных предметов из растительного мира - веточек, желудей, еловых шишек, хвои или листвы.


30.


1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 212

Здесь также множество по нынешним понятиям авангардистских костюмов с объемными деталями кубических форм, с виртуозно выполненными аппликациями, разнообразные демонические маски, наполовину покрытые мохом, напоминающие диких животных из легенд и сказок, целая группа масок так называемых дикарей и представителей народов дальних экзотических стран, наконец, уникальные аллегорические маски Дикаря и Дикарки (илл.#19-20). В оформлении костюмов мастера шембартлауфа отдавали предпочтение блестящим материалам и переливающимся оттенкам.

Примечания:
[Spoiler (click to open)]
[1] Описания состязаний, в отличие от процессий, к сожалению, до нас не дошли. Историки полагают, что летописцы сознательно отказались от описания турниров "бегунов" с мяниками, поскольку они были всего лишь игрой мышц и жестов.
[3] Küster J. Die Fastnachtsfeier: Über Sinn und Herkunft der Narrenbräuche. Basel; Wien, 1987. S. 125.
[4] Flögel K.F., Ebeling Fr.W. Geschichte der Grotesk-Komischen. Leipzig, 1862. S. 213.
[5] Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М., 1988. С. 172-173.
[6] Küster J. "Spectaculum vitiorum": Studien zur Intentionalität und Geschichte des Nürnberger Schembartlaufes. Freiburg, 1982. S. 57, 125.
[7] Roller H.U. Der Nürnberger Schembartlauf. Studien zum Fest- und Maskenwesen des späten Mittelalters. Tübinger Vereinigung für Volkskunde. Tübingen, 1965. S. 132.
[8] Heers J. Vom Mummenschanz zum Machttheater. Europäische Festkultur im Mittelalter. Frankfurta. M., 1986. S. 263.
[9] Ibid.
[10] Реутин М.Ю. Народная культура Германии. M., 1996. С. 32-33.
[12] Ibid. S. 134.
[13] Цит.по:KüsterJ."Spectaculumvitiorum"...S.135.
[14] Наиболее подробно эти маски описаны в Берлинской летописи шембартлауфа, хранящей ся в Германском музее.


Источники:

Иллюстрации:
[*] Coll. 170. MS. 351, University of California, Library, Los Angeles. Описание манускрипта:
[Spoiler (click to open)]Title: Coll. 170. MS. 351. Schoenbartbuch (Nürenberg Carnival Book).
Alttitle: Schempart Buech : darin zu finden in was Klaidtung und Manir die Geselschafften sein ausz gelauffen zu Fassnacht zeiten von 1449 Jar an bis auf 1539 und was sich in einem jeden Jar begeben hatt auch der Meserer und Menschen dann. [Uniform]
Date XVIex [Creation]; 1590/1620 [Normalized]
Description: Acquired from H.P. Kraus in 1961, as a gift of the Samuel H. Kress Foundation [Note]
Binding: bound in original 17th-century German leather over paper boards; concentric decorative (outer) and double ruled (inner) borders, with gilt corner-pieces; center gilt lozenge, with gilt pomegrante ornament at each corner; oval medallion in center of lozenge contains gilt stamp of a young black man (also pictured in the Schedel painted bookplate on front pastedown) holding a chalice and sword; four pairs of green silk ties, two along fore-edges, one each at upper and lower edges; spine divided by five raised double bands into six compartments (top one is missing), each with gilt-stamped fleur-de-lis ornament within floral border. The stamp and border match those on Ms. Nor. K. 444 in the Nuremberg Stadtbibliothek. [Abstract]
Publisher: Nürnberg, Germany [Place Of Origin]


Основной источник для текста:
Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья / В.Ф. Колязин; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. - М.: Наука, 2002. - 208 с: ил. pdf. Текст обработан.

Дополнительно см.:
Клод Гэнебе, Одиль Рику. “Битва Карнавала и Поста”. Перевод с французского и примечания Ю. В. Пухлий // Мировое Древо. Arbor Mundi. РГГУ. No 12/2006. С.105-154.
М.Ю. Реутин. От мистерии к карнавалу // Мировое Древо. Arbor Mundi. РГГУ. No 12/2006. С. 216-224. pdf
Nürnbergisches Schönbart-Buch und Gesellenstechen : aus einem alten Manuscript zum Druck befördert und mit benöthigten Kupfern versehen by Will, Georg Andreas, 1727-1798; Will, Georg Andreas, 1727-1798. Kleine Geschichte des Nürnbergischen Schönbartlaufens. Published 1765. Publisher Jenae : Mullerianis. Pages 152. Language German.
[еще по теме]Шествие ряженых в Нюрнберге // В каждом регионе - свои карнавальные традиции! Елизавета Балк, Михаил Леменёв // Русская Германия. № 8, 2014. На сайте: 21.02.2014
? - не читала Татьяна Громова "«Бег Шембарта»: карнавал в средневековом Нюрнберге" // "Исторический журнал", № 12, 2014 год. Полная версия за 99 руб.
https://en.wikipedia.org/wiki/Schembart_Carnival


Продолжение:
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 2
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 3
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 4

костюм, карнавал, 15 век, Германия, Нюрнберг, авангард, мода, 16 век

Previous post Next post
Up