Лошади, люди и дороги.

Apr 14, 2022 16:01


Иногда в голове застревает какой-нибудь идиотический вопрос и, как назойливая муха, отвлекает от томного ничегонеделания. Вроде бы ты ответ на него знаешь, а заноза эта раз за разом покалывает, и нарывать не нарывает, и проходить не проходит. Рано или поздно прекращаешь блаженно лежать на диване, берешь в руки клавиатуру и ищешь цифровой ответ на сею идиотическую загадку, чтобы раз и навсегда покончить и с насекомой и с прыщом на заднице, что мешает лежать ровно. Ибо обоснованный метрами расчет лечит почти все головные болезни- таблица умножения и прочие ее производные страшная сила!

Так, перехожу к проблеме. Мы тут в Санкт-Петербурге 21-го века много и часто стоим в автомобильных пробках. Мосты, путепроводы, трамвайные пути, рогатые троллейбусы и припаркованные машины- все это мешает ехать. Два-три ряда в каждую сторону не спасают наше время, даже при минимуме светофоров и отсутствии сугробов. Нас просто много и дорожная сеть не справляется. Тут все более-менее понятно. Мучает другой вопрос: «На хрена раньше строили такие же по ширине проспекты, если не было автомобилей?» Посмотрите хотя бы на тот же Санкт-Петербург, но века девятнадцатого.



Это Знаменская площадь перед Николаевским вокзалом. Ныне площадь Восстания, а вокзал теперь Московский. Просторненько так, правда?





То же самое место, наши дни. Размеры площади сохранились прежними.

Или можно еще пару примеров тиснуть, гляньте.



Невский у Казанского собора ( справа, за кадром).На правой стороне Городская Дума с башней. Четырехэтажное второе по левой стороне здание- предшественник Дома "Зингера", поэтому понятно, что фото сделано до 1902 года.



Невский проспект, на правой стороне Городская Дума (башня в кадр не попала целиком), Гостиный двор, далее здание с колоннами- Публичная библиотека. По проспекту катятся конки, так что это снято до 1908 года, когда появились трамваи.



Невский. Слева за кадром Гостиный двор, на правой стороне третий дом с башней- "Дом Зингера". Стало быть фото после 1904 года. Прекрасен мужик в котелке! Тогда можно было покемарить на лавочке прямо на краю Невского!

И для сравнения несколько видов наших дней.



Панорама Невского от Гостинки. Где-то здесь слева кимарил мужик в котелке с предыдущего фото. Было время!



Невский. Справа башня Городской думы, слева стеклянный купол Дома "Зингера".



Угол Невского и Садовой. Справа серое здание с колонами- Публичная библиотека, далее желтенький Гостиный двор. Меня всегда забавляло прежнее название этого перекрестка- угол 3 июля (Садовая) и 25 Октября (Невский). Большевики понимали толк в извращениях.

Чтобы не думали, мол только Невский был широк и просторен в молодости.



Угол Литейного проспекта и Кирочной улицы. Бывший Дом офицерского собрания в Санкт-Петербурге. Фото после 1898 года. Этот перекресток дорог мне и близок, т.к. я долгое время жил в доме, кусочек которого попал в левый угол фотографии- Дом управления Военных поселений времен графа Аракчеева. Кстати, на месте самого Офицерского собрания до 1828 года стоял деревянный домик Аракчеева, где он и жил и трудился.



Литейный проспект сегодня. На левой стороне виднеется остренькая башня Дома офицеров (бывшее Офицерское собрание). Как говорится- почувствуйте разницу.

Так зачем тогда строили широченный дороги, которые худо-бедно справляются с транспортными потоками и сейчас?

Потому что лошади очень крупные животные! И неповоротливые, особенно вкупе с санями или каретой-телегой. Собственно эта нехитрая мысль пришла на ум практически одновременно с возникшим вопросом, типа, ответ готов, минуту на размышление не берем, как говАривали мастера игры про что, где и когда. Заноза  или прыщ, тут кому как больше нравится, продолжал раздражать. Полез изучать лошадей и их приблуды. Оказывается, никто не умеет правильно мерить лошадь! Все знают высоту холки, длину от грудины до задницы, даже вес точно исследован (тут, я думаю, татары постарались- в пересчете на колбасу). Никто не удосужился померить габарит транспортного средства! С повозками всех мастей дело обстояло лучше. Тут тебе и чертежи, и полное описание ландо, конок и тарантасов. Путем размышлизмов, всяческих допусков и складывания живности с размером колес и длиной оглобли получил искомые цифры. Готов поделиться результатами.

Средняя длина кобылы (мерина, жеребца- нужное подчеркнуть) примерно 2,0 метра. Это от грудины до ж..пы. Не считая шеи, головы и хвоста. Тут юмора нет, ибо время от времени животина вытягивает шею и тянется куда ни то мордой. А хвост ей нужен для отгона гнуса, потому его не отрежешь. Итого выходит еще метр-полтора спереди и метр сзади, чтобы не лупила кучеру по роже при каждой пролетающей мухе. Уже четыре с половиной метра набралось! Допустим, что зазор между задней ногой и шарабаном равен метру (это минимум!) и равен длине хвоста. В этом случае плюсуем только длину самого шарабана. Выяснил, что минимальный размер телеги был около двух метров. Все-таки самым массовым экипажем была именно телега и сани, а не всякие там кареты, дрожки,  омнибусы и  дилижансы. Получается, что самая короткая повозка с лошадью была длиной 6 метров! Легковушек длиной более 5 метров (на пару-пяток сантиметров) надо искать только в классе лакшери. Причем вся эта тележная кавалькада беспрерывно завозила товары, стояла под разгрузкой, вывозила мусор, а завозила воду.



Троицкий мост через Неву. Такой вот трафик!

Она же тушила пожары и починяла примусы (фонари) на столбах. И это минимальные габариты, которые, кстати, очень плохо разворачивались, не умели (точнее, не хотели) парковаться вплотную друг за другом).



Мусорщик в Санкт-Петербурге. А как иначе-то?



Продолжение мусорной темы. Елки вывозили зимой, а не марте, как теперь.

Кроме пролетариев лошадиного труда те же проспекты использовались породистыми скакунами чистых господ. Их экипажи точно не уступали ломовым собратьям.  У нас и сейчас можно прокатиться в приличной карете.



Дворцовая площадь, наши дни. Не менее 9 метров общая длина! Переднее колесо как минимум метр в диаметре, вот и считайте!

Как Вы понимаете, это далеко не предел. Те, которые подписывали сметы и утверждали проекты иногда ездили и таким макаром.



Шестерик с приличной каретой потянет на все 14-15 метров! Теперь таких на Невский не пускают.

А еще весь Санкт-Петербург был утыкан казармами всяческих полков, которые не только ходили в ногу, но и трусили рысью поэскадроно. Да и люди тех лет имели привычку собираться по разным поводам крупными партиями.



Так встречали героические экипажи "Варяга" и "Корейца". Они оказывается кингстоны открыли, но сами тонуть не стали, а перешли на борт иностранных судов и под обязательство боле не воевать, данное коварным самураям, были отправлены из Кореи домой.

Проходят годы, а люди все также шествуют по Невскому.



Ленинград. Справа- Гостинка и Публичка. Посередине- Первомай и никакого еще капитализма. Я сам на такие демонстрации ходил. Мир, Труд, Май!



Невский. Бессмертный полк 2018 год. Три эпохи, три страны, три разных мира. А русский народ по прежнему здесь, по прежнему вместе.

И все это благодаря крупным лошадям, неповоротливым экипажам и предусмотрительным архитекторам, вовремя подавшим хорошую идею правящим монархам. А еще говорят, что цари были людьми недалекими. Кстати, судя по Большим бульварам Парижа и Рингу в Вене, в Европе тоже попадались головастые правители.



Елисейские поля. Звучит красиво, но мне не очень понравилось. Очень много глянца и мало души.



Венский Ринг намного милее и уютнее. Опять же на лошадке можно прокатиться, прям как у нас.

А еще я пожалел, что не тех лошадей в 19 веке запрягали в отечественные телеги. Вот таких бы использовали в хозяйстве, глядишь проспекты были бы на два-три метра шире, и не мучились бы мы в пробках.



Интересно, они точно одну траву едят? Тогда следующий вопрос- где такая трава растет?

Все, надеюсь эта заноза меня больше не будет доставать. Посчитал и успокоился.

Previous post Next post
Up