Восточный колорит в архитектуре Самары

Aug 30, 2012 08:24



Многие из вас возможно читали уже мою статью в "ВК" - я выкладывал ее в соцсети. В отличие от материала на сайте, в блоге я снабдил его большим количеством иллюстраций. Это продолжение серии стате об архитектурных стилях Самары. На этот раз я решил перейти к историзму. Начал с псевдомавританского стиля. Вступление получилось немного корявенькое и может даже спорное, но в целом получилось собрать максимум фактуры по этому стилю в Самаре. 
Предыдущие материалы серии:
От деревянной крепости до стеклянных небоскребов.
Деревянное золото Самары.
Классицизм и неоклассицизм в Самаре: угасающее наследие.
В начале и середине XIX века архитектура классицизма начинает уступать место стилю, который будет доминировать в России на протяжении нескольких десятилетий и известен как эклектика, или историзм. В этот период используются элементы различных исторических стилей, которые выделяются в отдельные направления, - неоготика, псевдорусский, неовизантийский и неомавританский стили, необарокко и неорококо. Об одном из них и его распространении в Самаре мы сегодня и расскажем.





От Южного Крыма к берегу Волги
В XIX веке немалой популярностью пользовался неомавританский стиль, ссылавшийся в основном на испанский стиль мудерах, распространенный на Пиренеях в XI-XVI веках. Одним из первых примеров использования восточного стиля в Российской империи стал знаменитый дворец графа Воронцова в Алупке, построенный в первой половине XIX века. Совсем скоро неомавританский стиль стал весьма популярен в усадебном и загородном строительстве не только в Крыму, но и по всей России.

Использовался он и в городах (особняк Арсения Морозова в Москве), в том числе в строительстве общественных зданий (Тифлисский театр оперы и балета), а также синагог в разных городах страны.

Первые примеры неомавританского стиля в Самаре появляются во второй половине XIX века и также связаны с загородным строительством. В тот период начинает активно застраиваться берег Волги, от сегодняшнего места расположения "Ладьи" и до Барбошиной Поляны. В своих краеведческих записях 1920-х гг. известный купец, художник и краевед, автор и хозяин одной из самых красивых загородных дач Самары, Константин Головкин писал: "Все эти дачи, являясь, скорее, виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и вместе с этим являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами, электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу".

Самая крупная и известная из них была построена самарским купцом Егором Никитичем Аннаевым. Кумысолечебница, открытая здесь в 1863 г., называемая также дачей Аннаева, являлась комплексом, состоявшим из главного дома и множества второстепенных построек и флигелей. В историко-статистическом очерке "Иллюстрированный спутник по Волге", изданном в Казани в 1884 г., автор очерка Степан Иванович Монастырский пишет: "Дача Аннаева в 3-х верстах от Самары представляет собой одно из самых живописных мест на Волге. Больших трудов и затрат (говорят, до 70000 р.) стоила г. Аннаеву эта дача; трудно поверить, что 20 лет тому назад на ее месте была необитаемая и каменистая местность, называемая Вислым камнем. Теперь на этом камне, как бы нависшем над Волгой, раскинут прелестный парк с тенистыми аллеями, беседками, террасами и цветочными клумбами. Здания, предназначенные для жилья, кажутся какими-то средневековыми замками с причудливыми украшениями и башнями".

Деревянные строения "дачи", и в первую очередь главный дом, были построены в псевдомавританском стиле. Двух-, трехэтажное главное здание лечебницы имело множество балконов, террас, башенок, богато украшенных резьбой. В 1880-х Аннаев продал свою дачу, и она стала терять свой первоначальный облик, а после революции, в начале 1920-х, была разобрана на дрова. Сейчас на ее месте расположен завод по производству силикатного кирпича.
В начале ХХ века на дачных просеках появляется несколько построек в восточном стиле. "Дачи в мавританском вкусе - это, по существу, фантастические театрализованные декорации на берегу Волги", - пишет Ваган Каркарьян в своей книге "Модерн в архитектуре Самары". Следует заметить, что псевдомавританский стиль в черте города Самары применялся сравнительно редко. Зданий, построенных в этом стиле, по сравнению с другими направлениями в архитектуре рубежа XIX - XX веков, единицы. Зато восточный стиль в полной мере представлен в дачных постройках на Волге. Дача Курлиной - яркое этому подтверждение.



Наследие Федора Шехтеля
Дача купчихи Екатерины Антоновны Курлиной, дочери известного самарского мецената и общественного деятеля Антона Николаевича Шихобалова, была построена в районе 7-й дачной просеки. По данным Константина Головкина, автором постройки был великий архитектор, один из пионеров московского модерна Федор Шехтель.

Здание в псевдомавританском стиле с "крепостными стенами", характерными арками, разнообразными по объему и декору фасадами, рассчитанными на восприятие здания со всех сторон. Открытая терраса и веранда, контраст круглых и кубических башен, отчасти напоминающий дачу Башкирова. Дача, безусловно, являлась одним из украшений берега Волги.

Именно являлась, потому что ни террас, ни веранды с арками в неомавританском стиле, ни декоративных медальонов на здании больше нет. Первая реконструкция произошла еще в 1930-х, но утраты были не столь масштабны, как во время последней перестройки. Фасады гладко оштукатурены и выкрашены в розовый цвет. Вместо арок веранды во втором этаже - застекленная пластиковым стеклопакетом лоджия. Здание бывшей дачи Курлиной является люксовым (генеральским) корпусом военного санатория "Волга". Судя по всему, варварская реконструкция прошла в 2009 г., в то время как вся Россия праздновала 150-летие со дня рождения Шехтеля. Историко-культурная экспертиза, проведенная после реконструкции, стала основанием для того, чтобы выявленный объект культурного наследия вошел в государственный реестр памятников.

Недалеко от дачи Курлиной располагался загородный особняк ее зятя, А.С. Ромашева, построенный в том же псевдомавританском стиле. Отчасти фасады этих двух дач похожи. Дача Ромашева была деревянной. По данным Головкина, построена она была по проекту московского архитектора Власьева. К сожалению, в статье Головкина не указаны инициалы архитектора. Возможно, им был Сергей Александрович Власьев, автор проекта памятников в честь 300-летия Романовых в Костроме и в Александровском саду у стен Московского Кремля. После революции дача Ромашева использовалась в качестве санатория различными организациями. Вероятнее всего, она сгорела, как и большинство деревянных дач на просеках.

Остатки дач в псевдомавританском стиле есть и на 9-й просеке, на территории санатория Чкалова.

В этом месте располагался комплекс дач купцов Соколовых, две из которых были построены в восточном стиле, одна из них, деревянная, по проекту брата Константина Головкина - Петра. Вторая - по проекту Александра Щербачева.

К сожалению, деревянная дача не сохранилась, на ее месте стоит постройка советского периода, а каменное здание лишилось многих элементов, подчеркивающих архитектурный стиль.



Судьба синагоги
Что касается городских построек Самары в неомавританском стиле, то для их подсчета хватит пальцев одной руки. К восточным мотивам вновь обратился Александр Щербачев.

На улице Куйбышева, 86 он построил двухэтажный особняк с двумя декоративными башенками в псевдомавританском стиле для купца Белоусова, а на улице Степана Разина, 41 по его же проекту возведен дом купчихи Серебренниковой. Самой же яркой и известной постройкой в этом стиле является здание Самарской хоральной синагоги на улице Садовой.

В начале ХХ века число прихожан имевшихся в городе иудейских молельных домов значительно возросло. В связи с этим в 1903 г. было принято решение о строительстве новой синагоги. Разработка проекта была поручена самарскому архитектору, младшему инженеру строительного отделения Самарского Губернского правления Зельману Клейнерману.
Строилась синагога с 1904 г. по 16 июня 1908 г., с перерывами. 31 августа 1908 г. состоялось торжественное открытие и освящение храма. В своем дальнейшем творчестве архитектор ни разу больше не обращался к этому стилю. Самарская хоральная синагога трехнефная, напоминающая по форме ковчег. Центральный неф завершается куполом с навершием в виде шестиконечной звезды. Подобными навершиями венчались и башенки на центральном фасаде, однако ни одно из них не сохранилось. Шестиконечная "звезда Давида" - наиболее часто встречающаяся на здании декоративная деталь. Она присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении некоторых окон, а над центральным фасадом имеется круглое окно, расстеклованное в виде "звезды Давида".

Парадный вход в здание располагается в центре западного фасада. Входная группа состояла из сильно выступающего тамбура с аттиком с подковообразной аркой, подпираемой двумя небольшими колоннами. В советский период арка была уничтожена, а тамбур еще совсем недавно использовался как трансформаторная будка. Справа и слева от входа располагаются двери, ведущие на гранитные лестницы. Вдоль северной, южной и западной стен основного зала синагоги устроены хоры в виде галерей. В советское время галереи были соединены перекрытиями, возведенными в центре зала. В данный момент эта конструкция, разделившая основной объем зала на три этажа, находится в аварийном состоянии и ожидает демонтажа.

Несмотря на то, что от богатейшего интерьера синагоги практически ничего не осталось, внутри все еще можно встретить некоторые детали, такие как чугунные литые колонны, которые еще в ходе строительства здания пришлось укреплять. Колонны были "одеты" в бетон. На восточной стене располагался арон-кодеш (киот) - алтарный шкаф, где располагались священные свитки. Здание просуществовало как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 г. синагога была закрыта, а здание передано ДК имени III Интернационала. Вскоре бывшее здание синагоги занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х гг.

В 1994 г. здание было передано еврейской общине. Подразумевалось, что община должна была отреставрировать строение, находящееся в рабочем состоянии, но этого не произошло. Несколько лет назад работа по реставрации синагоги все же началась. Петербургские архитекторы составили проект реставрации. Начался и сам процесс восстановления, но вскоре по непонятным причинам он был остановлен. Ситуация усугублялась спором двух иудейских общин за право пользования памятником архитектуры. В результате судебных процессов сначала было принято решение об изъятии здания из пользования еврейской общины, а затем вышестоящий суд отменил это решение, обязав общину отреставрировать синагогу до 2012 г.

В 2010 г. община выделила средства на проведение противоаварийных работ и разработку проектной документации (старый проект к этому времени устарел). Более финансирование не выделялось ни в 2011-м, ни в 2012 г. В результате проект не завершен, а противоаварийные работы проведены лишь частично. Тем временем на дворе лето 2012 г., и, судя по всему, еврейская община не сможет выполнить условия, поставленные судом, а самарцы еще не скоро увидят здание в первоначальном виде.


Оригинал на сайте Волга Ньюс.

Щербачев, мартиролог, Крым, реставрация, Волжская коммуна, фотография, Тифлис, Шехтель, архивные фотографии, мавританский стиль, утраты, дача, мои публикации, под угрозой, вандализм, реконструкция, архитектура, Клейнерман, Москва, Самара

Previous post Next post
Up