Многие из вас возможно читали уже мою статью в "ВК" - я выкладывал ее в соцсети. В отличие от материала на сайте, в блоге я снабдил его большим количеством иллюстраций. Это продолжение серии стате об архитектурных стилях Самары. На этот раз я решил перейти к историзму. Начал с псевдомавританского стиля. Вступление получилось немного корявенькое и может даже спорное, но в целом получилось собрать максимум фактуры по этому стилю в Самаре.
Предыдущие материалы серии:
От деревянной крепости до стеклянных небоскребов.
Деревянное золото Самары.
Классицизм и неоклассицизм в Самаре: угасающее наследие.
В начале и середине XIX века архитектура классицизма начинает уступать место стилю, который будет доминировать в России на протяжении нескольких десятилетий и известен как эклектика, или историзм. В этот период используются элементы различных исторических стилей, которые выделяются в отдельные направления, - неоготика, псевдорусский, неовизантийский и неомавританский стили, необарокко и неорококо. Об одном из них и его распространении в Самаре мы сегодня и расскажем.
От Южного Крыма к берегу Волги
В XIX веке немалой популярностью пользовался неомавританский стиль, ссылавшийся в основном на испанский стиль мудерах, распространенный на Пиренеях в XI-XVI веках. Одним из первых примеров использования восточного стиля в Российской империи стал знаменитый дворец графа Воронцова в Алупке, построенный в первой половине XIX века. Совсем скоро неомавританский стиль стал весьма популярен в усадебном и загородном строительстве не только в Крыму, но и по всей России.
Использовался он и в городах (особняк Арсения Морозова в Москве), в том числе в строительстве общественных зданий (Тифлисский театр оперы и балета), а также синагог в разных городах страны.
Первые примеры неомавританского стиля в Самаре появляются во второй половине XIX века и также связаны с загородным строительством. В тот период начинает активно застраиваться берег Волги, от сегодняшнего места расположения "Ладьи" и до Барбошиной Поляны. В своих краеведческих записях 1920-х гг. известный купец, художник и краевед, автор и хозяин одной из самых красивых загородных дач Самары, Константин Головкин писал: "Все эти дачи, являясь, скорее, виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и вместе с этим являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами, электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу".
Самая крупная и известная из них была построена самарским купцом Егором Никитичем Аннаевым.
Кумысолечебница, открытая здесь в 1863 г., называемая также дачей Аннаева, являлась комплексом, состоявшим из главного дома и множества второстепенных построек и флигелей. В историко-статистическом очерке "Иллюстрированный спутник по Волге", изданном в Казани в 1884 г., автор очерка Степан Иванович Монастырский пишет: "Дача Аннаева в 3-х верстах от Самары представляет собой одно из самых живописных мест на Волге. Больших трудов и затрат (говорят, до 70000 р.) стоила г. Аннаеву эта дача; трудно поверить, что 20 лет тому назад на ее месте была необитаемая и каменистая местность, называемая Вислым камнем. Теперь на этом камне, как бы нависшем над Волгой, раскинут прелестный парк с тенистыми аллеями, беседками, террасами и цветочными клумбами. Здания, предназначенные для жилья, кажутся какими-то средневековыми замками с причудливыми украшениями и башнями".
Деревянные строения "дачи", и в первую очередь главный дом, были построены в псевдомавританском стиле. Двух-, трехэтажное главное здание лечебницы имело множество балконов, террас, башенок, богато украшенных резьбой. В 1880-х Аннаев продал свою дачу, и она стала терять свой первоначальный облик, а после революции, в начале 1920-х, была разобрана на дрова. Сейчас на ее месте расположен завод по производству силикатного кирпича.
В начале ХХ века на дачных просеках появляется несколько построек в восточном стиле. "Дачи в мавританском вкусе - это, по существу, фантастические театрализованные декорации на берегу Волги", - пишет Ваган Каркарьян в своей книге "Модерн в архитектуре Самары". Следует заметить, что псевдомавританский стиль в черте города Самары применялся сравнительно редко. Зданий, построенных в этом стиле, по сравнению с другими направлениями в архитектуре рубежа XIX - XX веков, единицы. Зато восточный стиль в полной мере представлен в дачных постройках на Волге. Дача Курлиной - яркое этому подтверждение.
Наследие Федора Шехтеля
Дача купчихи Екатерины Антоновны Курлиной, дочери известного самарского мецената и общественного деятеля Антона Николаевича Шихобалова, была построена в районе 7-й дачной просеки. По данным Константина Головкина, автором постройки был великий архитектор, один из пионеров московского модерна Федор Шехтель.
Здание в псевдомавританском стиле с "крепостными стенами", характерными арками, разнообразными по объему и декору фасадами, рассчитанными на восприятие здания со всех сторон. Открытая терраса и веранда, контраст круглых и кубических башен, отчасти напоминающий дачу Башкирова. Дача, безусловно, являлась одним из украшений берега Волги.
Именно являлась, потому что ни террас, ни веранды с арками в неомавританском стиле, ни декоративных медальонов на здании больше нет. Первая реконструкция произошла еще в 1930-х, но утраты были не столь масштабны, как во время последней перестройки. Фасады гладко оштукатурены и выкрашены в розовый цвет. Вместо арок веранды во втором этаже - застекленная пластиковым стеклопакетом лоджия. Здание бывшей дачи Курлиной является люксовым (генеральским) корпусом военного санатория "Волга". Судя по всему, варварская реконструкция прошла в 2009 г., в то время как вся Россия праздновала 150-летие со дня рождения Шехтеля. Историко-культурная экспертиза, проведенная после реконструкции, стала основанием для того, чтобы выявленный объект культурного наследия вошел в государственный реестр памятников.
Недалеко от дачи Курлиной располагался загородный особняк ее зятя, А.С. Ромашева, построенный в том же псевдомавританском стиле. Отчасти фасады этих двух дач похожи. Дача Ромашева была деревянной. По данным Головкина, построена она была по проекту московского архитектора Власьева. К сожалению, в статье Головкина не указаны инициалы архитектора. Возможно, им был Сергей Александрович Власьев, автор проекта памятников в честь 300-летия Романовых в Костроме и в Александровском саду у стен Московского Кремля. После революции дача Ромашева использовалась в качестве санатория различными организациями. Вероятнее всего, она сгорела, как и большинство деревянных дач на просеках.
Остатки дач в псевдомавританском стиле есть и на 9-й просеке, на территории санатория Чкалова.
В этом месте располагался комплекс дач купцов Соколовых, две из которых были построены в восточном стиле, одна из них, деревянная, по проекту брата Константина Головкина - Петра. Вторая - по проекту Александра Щербачева.
К сожалению, деревянная дача не сохранилась, на ее месте стоит постройка советского периода, а каменное здание лишилось многих элементов, подчеркивающих архитектурный стиль.
Судьба синагоги
Что касается городских построек Самары в неомавританском стиле, то для их подсчета хватит пальцев одной руки. К восточным мотивам вновь обратился Александр Щербачев.
На улице Куйбышева, 86 он построил двухэтажный особняк с двумя декоративными башенками в псевдомавританском стиле для купца Белоусова, а на улице Степана Разина, 41 по его же проекту возведен дом купчихи Серебренниковой. Самой же яркой и известной постройкой в этом стиле является
здание Самарской хоральной синагоги на улице Садовой.
В начале ХХ века число прихожан имевшихся в городе иудейских молельных домов значительно возросло. В связи с этим в 1903 г. было принято решение о строительстве новой синагоги. Разработка проекта была поручена самарскому архитектору, младшему инженеру строительного отделения Самарского Губернского правления Зельману Клейнерману.
Строилась синагога с 1904 г. по 16 июня 1908 г., с перерывами. 31 августа 1908 г. состоялось торжественное открытие и освящение храма. В своем дальнейшем творчестве архитектор ни разу больше не обращался к этому стилю. Самарская хоральная синагога трехнефная, напоминающая по форме ковчег. Центральный неф завершается куполом с навершием в виде шестиконечной звезды. Подобными навершиями венчались и башенки на центральном фасаде, однако ни одно из них не сохранилось. Шестиконечная "звезда Давида" - наиболее часто встречающаяся на здании декоративная деталь. Она присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении некоторых окон, а над центральным фасадом имеется круглое окно, расстеклованное в виде "звезды Давида".
Парадный вход в здание располагается в центре западного фасада. Входная группа состояла из сильно выступающего тамбура с аттиком с подковообразной аркой, подпираемой двумя небольшими колоннами. В советский период арка была уничтожена, а тамбур еще совсем недавно использовался как трансформаторная будка. Справа и слева от входа располагаются двери, ведущие на гранитные лестницы. Вдоль северной, южной и западной стен основного зала синагоги устроены хоры в виде галерей. В советское время галереи были соединены перекрытиями, возведенными в центре зала. В данный момент эта конструкция, разделившая основной объем зала на три этажа, находится в аварийном состоянии и ожидает демонтажа.
Несмотря на то, что от богатейшего интерьера синагоги практически ничего не осталось, внутри все еще можно встретить некоторые детали, такие как чугунные литые колонны, которые еще в ходе строительства здания пришлось укреплять. Колонны были "одеты" в бетон. На восточной стене располагался арон-кодеш (киот) - алтарный шкаф, где располагались священные свитки. Здание просуществовало как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 г. синагога была закрыта, а здание передано ДК имени III Интернационала. Вскоре бывшее здание синагоги занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х гг.
В 1994 г. здание было передано еврейской общине. Подразумевалось, что община должна была отреставрировать строение, находящееся в рабочем состоянии, но этого не произошло. Несколько лет назад работа по реставрации синагоги все же началась. Петербургские архитекторы составили проект реставрации. Начался и сам процесс восстановления, но вскоре по непонятным причинам он был остановлен. Ситуация усугублялась спором двух иудейских общин за право пользования памятником архитектуры. В результате судебных процессов сначала было принято решение об изъятии здания из пользования еврейской общины, а затем вышестоящий суд отменил это решение, обязав общину отреставрировать синагогу до 2012 г.
В 2010 г. община выделила средства на проведение противоаварийных работ и разработку проектной документации (старый проект к этому времени устарел). Более финансирование не выделялось ни в 2011-м, ни в 2012 г. В результате проект не завершен, а противоаварийные работы проведены лишь частично. Тем временем на дворе лето 2012 г., и, судя по всему, еврейская община не сможет выполнить условия, поставленные судом, а самарцы еще не скоро увидят здание в первоначальном виде.
Оригинал на сайте Волга Ньюс.