Самара. Дача Е.А. Курлиной

Jan 07, 2010 06:24


                 

Продолжаю тему дореволюционных дач Самары. Сегодня речь зайдет об одной из главных целей моего фотовизита в санаторий "Волга" - даче купчихи Курлиной (которую мы долгое время принимали за дачу Сурошникова), и что от нее осталось после не так давно проведенной реконструкции.
Начну с предположений по поводу автора постройки и хозяина дачи. Перечислю версии, встретившиеся мне:
"... По соседству располагались особняки А.А. Субботина, В.М. Сурошникова из белого кирпича, Е.А. Курлиной в мавританском стиле архитектора Шехтеля...", - писал в своих креведческих записках в 1920-х Константин Головкин.
В списке работ Федора Осиповича, составленном одним из ведущих московских специалистов М.В. Нащокиной, такой работы нет. В списке присутствует только особняк В.М. Сурошникова.
Делее читаем:
"...В 1910 делал (Шехтель) эскиз особняка для самарского купца В.М. Сурошникова (ул. Пионерская, 22; архитектор А.А. Щербачев), для него же строил дачу (не сохр.)..."
Н.И. Басс. Шехтель Федор Осипович // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Со-я. Самара: Самар. Дом печати. 1995, с. 228-229.



Дача на 7-й просеке. 1910-е гг. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
Многочисленные ошибки в краеведческой литературе ввели в заблуждение и Вагана Каркарьяна, который также писал о даче Курлиной, как о загородном доме Сурошникова.
"... Простота и целесообразность - основные особенности сооружений Шехтеля последних лет первого десятилетия ХХ века - воплощены в здании дачи В.М. Сурошникова в полной мере. Все фасады равнозначны, их композиция - прямое отражение планов здания. Контраст круглых и кубических башен, открытых веранд и террас, строгие линии, "крепостные стены", сдержанный восточный орнамент на чистых плоскостях массивных стен создают эффект игры крупных форм, света и тени.
Архитектор создал компактное здание, рассчитанное на восприятие фасадов с множества точек зрения, на обозрение объема в свободном пространстве..."
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006, с. 102-103.

В том же 2006 году выходит статья кандидата исторических наук Морозов В.Ю. Сурошниковы. /Самарское купечество: вехи истории /под ред. доктора ист. наук, доцента Е.П. Бариновой, - Самара: Издательство "Самарский университет" - 2006, с. 295-299, в которой автор утверждает, что военный санаторий "Волга" находится на территории дач В.М. Сурошникова, построенных Ф.О. Шехтелем. В частности, одно из основных зданий санатория перестраивалось в 1934 году из бывшей дачи.

Не обошлось и без совместного проекта MAPS и SAVE Самара: Наследие под угрозой, - Самара: Издательсктй дом "Агни" - 2009, с.99, в котором В.Г. Каркарьян еще раз отмечает, что это дача Сурошникова, построенная по проекту Шехтеля.

В результате мы имеем то, что приказом министерства культуры от 29.07.09 и на основании государственной историко-культурной экспертизы от 21.07.09, это здание внесено в список памятников регионального значения, как "Дача купца В.М. Сурошникова. Арх. Шехтель Ф.О. около 1917г."

Кстати говоря, Н.И. Басс в статье "Самарский модерн - родом из столиц" указывает, что дача Сурошникова спроектирована Шехтелем в 1910 году. В этой же статье Басс пишет, что дача Сурошникова находилась на Барбошиной поляне, т.е. в районе 9-й просеки, но никак не 7-й.
А вот И.В. Крамарева (И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008, с. 24-25.) считает иначе:


Елизавета и Евгения Курлины на даче. 1910-е гг. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.Здание в псевдомавританском стиле с садом на 7-й просеке принадлежало купчихе Екатерине Антоновне Курлиной (не путать с А.П. Курлиной, хозяйкой знаменитого "особняка Курлиной"), построившей ее на арендованной у города в 1910 году земле. Стоимость дома с садом составляла всего лишь 1524 рубля. Для сравнения, особняк Е.А. Курлиной на улице Казанской, 3 оценивался в 15052 рубля. Вывод об авторстве Шехтеля, которое указывает Крамарева, строится, судя по всему, на основании данных Головкина.  


Курлины на даче. 1916 г. Фотография с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.Многочисленные фотографии семейства Курлиных на этой даче, представленные на сайте и в книге, сделаны одним фотографом в один день.
Екатерина Антоновна Курлина была дочерью Антона Николаевича Шихобалова и сестрой Марии Антоновны Шихобаловой, супруги В.М. Сурошникова.



Людмила Курлина (дочь Е.А. Курлиной) на даче в Самаре. Фотография взята с сайта СОИКМ им. П,В, Алабина.Фотография сделана не на интересующей нас даче. По крайней мере, ни одного элемента, присутствующего на этой фотографии я не обнаружил. Нет их и на архивных фотографиях.


Фото из книги И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008


В гостинной загородного дома. Самара. 1909 г. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.Курлины владели имениями в селах Самарской и Симбирской губерний, однако подпись под этой фотографией говорит о том, что она снята на даче в пределах Самары. Интересно, что по данным книги Крамаревой Курлина взяла в аренду землю под строительство дачи в сентябре 1910 года, а эта фотография датирована 1909 годом.

Одним словом, в самарском краеведении царит полный бардак хаос. Один известный самарский краевед как-то сказал про ситуацию, когда нет документального подтверждения чего-либо: "Додумывай сам". Вот все и додумывают кому как хочется.
Ошибки бывают у всякого, но я начинаю относится к любому самарскому изданию с недоверием, особенно, если под данными нет соответствующей ссылки на архивный материал.
Собрать бы всех этих уважаемых господ и попросить их объяснить, на осоновании чего они сделали те или иные выводы. Зла не хватает!!!
Выход один. Запрашивать фотографии с самарских проектов Ф.О. Шехтеля и шерстить фонды самарского архива, что мне и придется делать по мере и возможности.


Фото из книги И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008Кстати, перед дачей находился фонтан с скульптурой аиста. К сожалению, фонтан утрачен.



Фото с сайта Гаоргия Бичурова. 1930-е гг.
В 1930-х дача, вместе с близлежащими постройками стала частью военного санатория ПриВО "Волга"


Фото с сайта Геогия Бичурова. 1930-е гг.
Как я уже писал, по данным В.Ю. Морозова, дача перестраивалась в 1934 году. Результат реконструкции фасада мы видем на этой фотографии. Большая часть веранды на втором этаже застроена.

Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина. 2003 г.
Поскольку здание бывшей дачи занимал люксовый (VIP) корпус санатория, его решили отремонтировать.

Фото Л. Комаровской из книги Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006. 2003-2006 гг.На фотографии мы видим, что стена, возведенная в 1934 году, разобрана. В 2006 году здание выглядело следующим образом.

Фото Л. Комаровской из книги Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006. 2003-2006 гг.

В результате произошла варварская реконструкция памятника. Башня надстроена, веранда второго этажа уничтожена, некоторые окна заделаны, восточный лепной декор полностью утрачен, терраса с напольной плиткой полностью разрушена.
Честно говоря, я не без труда нашел это здание, поскольку до съемки видел только его старые фотографии. От оригинальной постройки практически ничего не осталось, кроме некоторых элементов фасада и основного объема здания.





Скульптура воина вызвала улыбку. Вспомнилась женская фигура на даче Головкина (дача со слонами). Как и вышеупомянутая дача, здание на 7-й просеке огорожено забором, поэтому приблизится к скульптуре не представлялось возможным. Поскольку забор вплотную подходит к обрыву, не удалось сфотографировать полностью фасад дачи со стороны Волги.




Таким количеством урн, как в "генеральском" корпусе санатория, может позавидовать любая улица Самары.









Весной 2009 года санаторий был закрыт на капитальный ремонт. Возможно, в это время и произошла перестройка дачи. Интересно, кто же является автором проекта реконструкции?
Не знаю что и сказать в адрес руководства санатория, который позволяет себе такое. В материале про дачу почетного гражданина А.А. Титова я положительно отзывался о дирекции санатория, которая поддерживает здание в хорошем состоянии. В то же время военный санаторий фактически уничтожил еще одну уникальную постройку дореволюционной Самары.
Самое интересное, что уже после реконструкции, 21 июля 2009 года, министерство культуры провело историко-культурную экспертизу и внесло перестроенное здание в список выявленных объектов культурного наследия, а затем и в государственный список объектов регионального значения.
Это наводит на мысль, что министерство было в курсе производимой реконструкции и сознательно не проводило экспертизу до окончания ремонта в санатории. Зато сейчас дача под охраной, хотя охранять там практически нечего, кроме несущих конструкций...




Рядом с дачей, чуть левее, находится причал.

Если отойти влево на некоторое растояние, можно обнаружить много интересного, ради чего я не поленился посетить санаторий еще раз и заснять все детали обнаруженного.

Между дачей и оврагом располагается спуск к Волге. Судя по стилю, эти постройки не относятся к даче, хотя я не решусь однозначно отрицать этот факт.






























Ближе к оврагу расположена еще одна лестница, спускающаяся к берегу.














Овраг.





От центральной аллеи тянется длинная аллея, с параллельными дорожками с обеих сторон.


Фонтан.





























Особо любимая военными маслянная краска. На этот раз ядовито зеленая.


В самом начале аллеи расположен фонтан с фигурами лягушек.










Как мне кажется, этот комплекс аллей должен относится к зданию, находящемуся в самом начале центральной аллеи, а не к даче Курлиной, поскольку ни одна из основных аллей к ней не ведет. Однако, в начале центральной аллеи нет дореволюционных построек.

Зайдем справа и посмотрим как выглядет место, где, возможно, могло находится это здание.


Поднимемся и по этим ступенькам.

Слева виден фонтан с лягушками. На горизонте видна дача Курлиной. Справа пусто. Если отойти еще правее, т.е. еще дальше от Волги по центральной аллее, то мы упремся в корпус санатория, возведенный в 1970-80 гг.
Была ли какая-то постройка, привязанная к этим аллеям или нет для меня осталось загадкой.

Вот бы аллеи, которые я досканально заснял, сохранились не только на моих фотографиях.
Чтобы закончить на оптимистичной ноте, вернусь к вопросу авторства Шехтеля. Пседвомавританский стиль в дачных постройказ Самары начала ХХ века был весьма популярен.
Внешне наиболее близкой (как мне кажется) к даче Курлиной постройкой является дача А.С. Ромашева, первого мужа Елизаветы Курлиной, зятя Е.А. Курлиной.
Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
Можно было бы додумать, но мы этого делать не будем.
Мы лучше подумаем (если уж об этом не думают те, кто получает за это зарплату) над тем, как избежать впредь таких вот реконструкций и не растерять остатки уникального наследия, которого с каждым годом становится все меньше.

В статье использованы материалы из следующих источников:
Н.И. Басс. Шехтель Федор Осипович // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Со-я. Самара: Самар. Дом печати. 1995, с. 228-229.
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006, с. 102-103.
Самара: Наследие под угрозой, - Самара: Издательсктй дом "Агни" - 2009, с.99
Н.И. Басс. Самарский модерн - родом из столиц //Журнал "Performance" №3(4) 2001 г.
Сайт СОИКМ им. П.В. Алабина.
Сайт Георгия Бичурова.
Особая благодарность:
kraeham за предоставление текста из статьи:
Морозов В.Ю. Сурошниковы. /Самарское купечество: вехи истории /под ред. доктора ист. наук, доцента Е.П. Бариновой, - Самара: Издательство "Самарский университет" - 2006, с. 295-299
praskeva1979 за прекрасный подарок в виде книги: И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008
Upd. Дача Сурошникова, которую мы несколько лет пытались найти, обнаружена. Ей оказалось сдание, которое мы по ошибке (так было указано в реестре памятников), принимали за дачу купца Башкирова.
Подробный материал про дачу Сурошникова можно прочитать у меня в блоге по ссылке.

Шехтель, дача, утраты, под угрозой, вандализм, модерн, архитектура, история, Самара

Previous post Next post
Up