Для того, чтобы понять истинное отношение населения России времен Гражданской войны к интервенции Антанты, на которую опирались белые, желательно знать мнение не предвзятых свидетелей.
. Эта интервенция осуществлялась под предлогом не дать Германии захватить север России, а после подписания мира с Германией, когда предлог исчез, осталась неприкрытой
цель свержения большевизма. Англичанам внушали, будто такого свержения жаждет русский народ, и русским нужно помочь.
Существует письмо британского подполковника Дж. Шервуда-Келли в редакцию “Daily Herald” в сентябре 1919 года. Он был добровольцем, состоял во вспомогательном отряде, посланном для эвакуации британских войск. Подполковник приехал в Архангельск в конце мая 1919 г. Он пишет о своем впечатлении, что политика, проводимая британскими властями, не соответствует официальным заявлениям. Он сокрушается, что драгоценная жизнь английских солдат приносится в жертву ради оказания помощи никуда не годной русской армии и никуда не годному русскому правительству, и выполняет свой долг по разоблачению этой ошибочной политики перед английским обществом.
Джек Шервуд-Келли действительно участвовал в интервенции на севере России. Привожу выдержки из опубликованного письма как свидетельство со стороны нейтрального к большевикам и белым человека об отношении местного населения к белому движению. Левое направление газеты никак не может влиять на достоверность письма - ведь письмо не анонимное, а с подписью.
«Милостивый государь, господин редактор!
Я только что вернулся из северной России и считаю своим долгом донести до всеобщего сведения ряд фактов, до сих пор совершенно неизвестных в Англии.
Прежде всего я должен заявить, что мною руководят не какие либо личные мотивы, а исключительно соображения общественного характера. Отлично знаю, что мое выступление навлечен на меня служебные взыскания и неблагоприятно отразится на моей военной карьере, но я готов принять на себя все последствия этого шага, который диктуют мне моя совесть и мой долг по отношению к родине. <…>
Войска вспомогательного корпуса, которые - как нас уверяли - предназначались исключительно для оборонительных целей, в действительности были использованы для наступательных операций в широком масштабе на территории, уходившей далеко вглубь страны, причем операции эти составляли часть какого-то грандиозного военного плана, сущность которого от нас держали в тайне. <…>
Неожиданно для себя я увидел - теперь это известно всем и каждому в Англии, - что хваленая «лояльная русская армия» в значительной своей части состоит из взятых в плен большевиков, переодетых в английскую военную форму, готовых каждую минуту восстать и представлявших для нас не меньшую опасность, чем открыто сражавшиеся против нас большевистские войска. Правильность этого утверждения была самым трагическим образом доказана в июле, когда русские солдаты взбунтовались и перебили своих английских офицеров.
Далее я пришел к убеждению, что игрушечное правительство, посаженное нами в Архангельске, не пользуется ни доверием, ни симпатией со стороны населения и без поддержки английских штыков не могло бы просуществовать и часа. <…>
Я прошу вас опубликовать это письмо, чтобы все в Англии узнали правду о положении дел в Архангельске и могли принять меры к исправлению наделанных ошибок.
Подполковник Дж. Шервуд-Келли, бывший командир второго батальона Гемпширского полка»
Опубликовано в “Daily Herald”. Цитируется по тексту журнала «Коммунистический интернационал». 1919. № 6, с. 929-930 (Документы // Заброшенные в небытие. Интервенция на русском Севере (1918-1919) глазами ее участников. Архангельск: Правда Севера, 1997. С. 456-457). Примечание: №6 журнала "Коммунистический интернационал" - скорее всего, октябрьский, так как №1 вышел в мае 1919 года.
Есть свидетельства и американских солдат. Вот
одно из них.