Есть в Магадане туристическая компания
ДВС-тур, которая занимается исключительно местным туризмом. Местный туризм дорог, не каждый может себе позволить - в основном из-за плохой транспортной инфраструктуры. Большинство походов и сплавов организуются только с помощью вертолета.
Мне повезло - я знаю менеджеров этой фирмы, и так как владею автомобилем повышенной проходимости - иногда оказываю им услуги по доставке туристов в отдаленные места области. Но в этом году - они предложили мне поработать гидом на сплаве по реке Яма. Почему нет, подумалось - река очень труднодоступная, выбраться с нее можно только вертолетом, на который сам я вряд-ли когда потрачусь. А тут - ну да - придется поработать, но и возможность порыбачить тоже будет. Надо сказать, что я был уже наслышан о том - что на этой реке хариус достигает ну просто каких-то невероятных размеров - до 2х килограмм и длиной больше полуметра. В общем - с радостью согласился - и рассказ дальше пойдет о сложном труде гида на сплаве и моих впечатлениях о реке...
Итак, на 23 августа пятеро туристов из Москвы запланировали себе 10-дневный сплав по реке Яма. Один из туристов - Федор - приезжает на эту реку же не в первый раз - в основном из-за кижуча - так рыбы этой в реке очень много - правда в нижней ее части. Короче собрал он группу - и поехал. Тур дорогой - около 100000 рублей на человека - в основном из-за того, что обратно с это реки можно выйти только вертолетом. На 5х туристов - получилось три гида и один повар. Гиды - Артур (идет по этой реке уже 10й раз наверное), Жекос - тоже не первый раз на сплаве, и я - на этой реке не был, но опыт сплавов какой-никакой но есть. Повар - Татьяна, женщина немного за 50 лет, так же сплавляется не первый раз.
Дней за 10 до поездки - мы начали закупаться. Так как это сплав, причем на больших рафтах, способных нести большую нагрузку - то особо себя не ограничивали. Брали мясо, брали различные крупы, а также сладкое, фрукты и овощи и вообще - все что только можно. Всего получилось еды - 9 контейнеров, 2 кулера (ящики, которые поддерживают температуру), и пара мешков (картошка и капуста). В обязанности гида входит ежедневная погрузка и разгрузка этих контейнеров на лодки.
Про лодки - лодки были сделаны на заказ в компании рафтмастер. модель -
Магаданка. Тащут по 600-700 кг веса, очень легко управляются, маневренные и вполне удобные для сплавов по нашим рекам! Одна проблема - тяжелые, шо пипец! Для гида - это плохо - их ведь носить надо было.
Про подготовку думаю хватит - если что - задавайте вопросы. 22 августа - собрались на базе фирмы - и начали паковать продукты - как я уже писал - получилось 9 контейнеров. Контейнеры почти одинаковые - что-бы судорожно не искать, что где - решили их подписать! Идея была хорошая - а вот реализация - не очень! Писали на бумаге - и приклеивали к контейнеру скотчем - но уже через два дня - большинство бумажек - отлетело :(
23 августа - в 11 утра - подошел арендованый зил 131 (бортовой), и мы начали погрузку. С нами еще ехало две машины - делика - везла туристов, и land cruiser prado - везла гидов и повара. Турфирма своих машин не имеет, а пользуется арендованными - так дешевле.
Где-то в 12 собрались и выехали из города, для начала - в аэропорт - встречать туристов. Самолет прибыл вовремя - вещи отдали достаточно быстро - и в начале второго - двинушлись дальше. Наша цель - это Эликчанские озера - вернее нам необходимо заехать за них - пройти наледь и выйти на слияние ручье Маймачан и Майманджа
(карта)- именно на слиянии начинается река Яма.
По дороге заехали в поселок Палатка. И тут прозвенел первый тревожный звоночек! Туристы заказали себе в дорогу и на сплав спиртное из расчета - 0,5 бутылки водки на человека в сутки. Мы купили им 22 литра водки и 6 литров коньяка. Еще 5 литров пива - на банный день (у нас с собой была мобиба (палаточная баня)). Так вот, звоночек состоял в том, что туристы начали пить водку через 15 минут после выхода из здания аэропорта. А второй звоночек прозвенел на Палатке - когда они купили себе еще 8 литров водки. Ну сильны - подумалось мне - но как это аукнется нам.
Для себя же я взял полтора литра водки и три баночки пива - размуно посчитав - что в день 100 грамм водки -не повредит - так как холодно уже, мокро и вообще пригодится. Жекос так же взял литр, ну и Артур - немного коньяка для особых случаев. Да - с собой было еще несколько бутылок сухого вина для готовки мяса. Кстати - совет - идя в далекие сплавы и походы - переливайте водку в пластиковые бутылки - легче тащить, не разобьется и вообще удобно.
В общем - туристы закупились - выпили, и мы поехали. От поселка Палатка - предстояло проехать еще 140 километров, пройти перевал Яблоневый, затем свернуть на Эликчанские озера.
Дорога - 150 километров асфальта, 40 грунтовки, и затем бездорожье - узкая старая дорога на лесовырубку. Шли ходко, за бортовым зилом - в котором от зила осталось одно название да ходовка! В нем давно стоит мерседесовский движок, весь он переделан и вообще - хорош! :)
Поднялись на Яблоневый перевал - и поморщились - на вершинах близлежащих сопок - лежит снег:
Я, кстати, благоразумно взял с собой бушлат - на случай холодной погоды. Как оказалось, не зря!
Проехали Яблоневый, прошли 40 километров по грунту, и свернули в сторону Эликчанских озер. Их три - самое большое - Гранд. На середине его Зил решил подвергнуться небольшому ремонту - замене крестовин кардана переднего моста. Самое время - ну а нам надо согреть туристам чаю - да накормить их бутербродами. Ехать еще долго.
Для ремонта остановились во вполне живописном месте:
Водитель зила полез под машину - ну а мы пить чай.
Первое фото туристов:
Водитель починяет транспорт:
В общем - задержка в пути составила 2 часа. Мы с Артуром прикинули - сегодня лодки накачать уже не успеваем - дай Бог до темноты поставить палатки и приготовить ужин.
Прошли озера - и вышли на ручей. Вдоль, точнее по нему - двигались тоже не без приключений! При очередном пересечении ручья - Зил зацепил дерево в воде - и вырвал себе какй-то шланг! Опять остановка минут на 30-40. Таня (повар) во время остановки успела набрать шиповника и брусничного листа для чая (ох и вкусен такой чай). Ну а мы глазели на ремонт, да шарахались по ручью. Рыбу никто не ловил - известно - что рыбы там почти нет. Редко-редко можно выловить гольца.
В очередной раз починили Зила - поехали дальше. В общей сложности от озер отъехали на 23 километра. Там река Яма размыла дорогу,которая шла по прижиму - и к самой реке на галечню косу, с которой раньше стартовали группы - уже не добраться. Развернули машины и встали на небольшом ручейке где-то в 12 часов ночи.
Туристы были, уже, скажем так, ну немного уставшие! Но вполне себе еще говорливые и способные пить. Чем они и занялись.
Зил и две машины сопровождения - остались на ночевку с нами - ибо по темноте лазить по реке и выходить на озера - ну очень некомфортно. Поставили столы, Татьяна занялась приготовлением ужина, а мы с Артуром пошли ставить палатки. С нами
захотел идти один из туристов - посмотреть как ставить палатки и вообще поговорить. Почему нет, тем более Владимир Борисович - почти не пил - и был вполне рассудителен и спокоен. (остальные давно уже накерогазились, одного туриста уже и спать в машине оставили).
Суть да дело - с ужином и дровами провозились до трех ночи, после чего - я просто таки упал спать. Усталость и дорога - брали свое.
А через 40 минут - был разбужен Артуром. Вставай, говорит - у нас турист пропал. Как пропал, говорю? А так - идем искать.
История такова - пока мы спали - водители еще сидели за столом с этим самым разумным непьющим почти Владимиром Борисовичем. Ну выпивали немного - говорили о политике и вообще. И тут - вдруг этот самый Владимир - раз - и в кусты. Водители внимание на это не обратили - ну мало ли - надо человеку. А тут раз - 10 минут нет, 20 минут нет, 30 - пошли искать. Нет человека. Разбудили нас. Мы одели налобные фонари, сапоги и пошли искать. Орали, выстраивались цепью. Ощущение дикое - еще не начали сплав - а уже потеряли человека. А если он спустился к ручью - да упал в него - сознание потерял - и уже ручей утащил его в реку (там до устья - метров 15-20). Проверили ручей, еще раз прошерстили лес цепью. Нашли кучки от медведя и прочую дрянь. Нет человека. Заглянули в палатки к туристам и даже к повару- ну мало ли. Нет человека. Проверили кабину и кузов зила - тоже нет. В общем после двух часов поиска - начали будить остальных туристов. Время 7 утра - уже светает - спали за всю ночь минут сорок. Из остальных туристов удалось разбудить только одного. Но он пошел пить водку - и участия в поисках почти не принимал.
Вернулись к костру - стоим - ждем когда полностью рассветет, периодически орем Волоооодяяяяя, не знаем что делать. Не найдем - ну будем вызывать МЧС, спутниковый телефон с собой вроде есть.
И тут из кустов в 15 метрах от нас доносится ууууууу! мы туда - а там лежит на коленях человек, голову спрятал, руки тоже под собой и СПИТ! Раз 5 проходили мимо того места, но в сумерках человека в камуфляже невозможно разглядеть. :( Выдохнули с облегчением - вроде живой, даже не сильно замерз - нашелся! Давай его будить - волочить к костру - бесполезно - орет - оставте меня в палатке, в которой я лежал, не трогайте меня! Кое-как наконец-то разбудили, застыдили - вроде осознал.
На этом моменте - я понял - что сегодня рано - никуда не пойдем, и решил я дальше спать. На этом моменте первый день можно считать законченным! :)
Продолжение следует!