Наконец-то нашел время написать про поездку на бухту Мелководная на снегоходе - совершенную на днях мною и добрым моими товарищем на его снегоходе в мороз со всякими приключениям.
Прошлую часть,
экипировочную, я завершил на том, что полностью подготовился к поездке на снегоходе по пересеченной местности в 30-40 градусный мороз.
Продолжу практически с того же места.
Одевшись полностью так, что бы не чувствовать мороза, вышел на улицу к подъехавшей машине товарища. У него крузак- охотник 170. Нормальный автомобиль, но без лифта. На нем нам надо отправится до поселка Ола, что в 35 километрах от Магадана, а дальше пересядем на шайтан-арбу уже, он же снегоход.
По дороге заглянули на заправку - закинуть бензина в канистру. Пока друг бегал с канистрами - записал первую часть фильма про эту рыбалку на камеру. Не знаю только, опубликую ли я это видео - уж очень непросто все со временем.
В общем, после заправки - рванули дальше. Полпятого утра, на улице -30, и на дорогах никого. Тишина. Только замерзший асфальт ложится под колеса автомобиля черной полосой, да негромко играет музыка из радио в машине. Пока в салоне машины тепло и хорошо, но скоро все изменится...
За бортом уже -30.
Картинки ночной дороги до Олы у меня нет, поэтому я поставлю такую. На ней можно узнать характерный след снегохода. Вперед, в памасы...
На Олу мы приехали примерно через полчаса. Ола - большой и древний поселок, ему лет уже 350, в отличии от Магадана, которому всего 70. Раньше жили эвены, занимались исключительно рыбной ловлей и охотой, а потом пришло строительство коммунизма, и этот поселок превратили в совхоз. Рыбозаготовки лосося, поля под картоху и турнепс, коровы, ну - все как обычно.
Но дома современные, и гаражи тоже есть. Поэтому ставим машину в гараж, выгоняем оттуда снегоход, загружаем его нашим скрабом нехитрым, и заправляем. С собой 30 литров топлива на дорогу и разъезды по бухте, плюс в баке болтается 30 литров бензина. У снегохода есть большие и вместительные сумки сзади. Туда загружаем и канистры, и еду, которую берем с собой. Удочки и всякую мелочевку кладем в сидение снегохода. Там есть полость - в нее много тоже влазиет. Есть еще одна проблема - бур. Он никуда не влезает, но без него поездка становится бессмысленной. Но - хвала тому человеку, который изобрел эластичную веревку с крюками на концах, а так же хвала тому, кто придумал металическую раму на снегоходе возле сумок. Все просто - бур поместить посередине - и примотать эластичными веревками к раме. Он немного выступает - но снегоходнй путик туда набит - поэтому между деревьями в узостях протискиваться не придется и бур тоже не зацепится.
5 утра уже. Стартуем. Сначала съезжаем на заледенелую протоку реки Ола, а зетем выходим в лиман Охотского моря - Атарган. Не помню перевода с эвенского - вроде - что-то мелкое. Лед там крепкий.
Товарищ за рулем снегохода прибавил скорость - и мне осталось только покрепче вцепится в ручки снегохода, за которые держатся пассажиры, в надежде не вылететь. Снегоход - конструкция простая - гусеница сзади, почти не амортизируемая, и лыжи впереди - амортизируемые более, чем хорошо. Поэтому human in the middle (мне очень нравится это выражение по английски - просто потому что звучит хорошо), он же водитель - едет вполне комфортно. В отличии от меня. я на гусенеце - меня трясет там, от ударов от кочки. Мне это не нравится - поэтому я не знаю как это по английски...
На любой скорости снегоход наклоняет по разному. Причем очень динамично. Влево, вправо, подбрасывает, скидывает за секунды. Ты сидишь в одной позе - вцепившись в шайтан арбу всем - что только позволяет цеплятся. Будь у меня возможность - я бы в товарища зубами вцепился - но у меня балаклава на голове - поэтому - вряд ли получится. Да и он возражал бы. Я так думаю... Негоже в товарища вцеплятся зубами...
Балаклава буквально минут через 10 такого скоростного режима (около 40 км/час на морозе) показала свой крутой нрав. Очки. У меня же очки в металической оправе - и они балаклоавой не закрыты - хочется смотреть же вперед. А тут еще и дыхание в нее. Если коротко - то весь выдыхаемый теплый воздух конеднсируется на очках. Поэтому через 10 минут движения - несмотря на то, что глаза открыты - очки прератились в закрытые ледяными полями непроницаемые стекла. Конденсат осел.
Стало совсем грустно. Но я не унывал - во первых - еду в сакральное место, мекку рыболовов Магадана. Во вторых - мне есть чем заняться - ощущать ощущения от новой одежды можно и без зрения. У меня же зловещий эксперимент на мне же. Надо тестить.
При движении на снегоходе в такой мороз важно все. Ибо ветер в харю, образуемый от движения на скорости 40 км/час позволяет быстро - практически мгновенно вычислить худые места одежды.
Через 20 минут движения стало понятно следующее. Первое - когда садился на снегоход - у меня опять отстегнулись лямки штанов. Причем произошло это под флисовкой - и попраить это дело на снегоходе в движении не было никакой возожности. Более того - это случилось на улице в мороз - и что бы поправить это дело - пришлось бы раздеваться.
yarin_mikhail, ты фиксируешь?
Второе - начались теплопотери на скорости. С рук и ног. На флисовые перчатки натянуты варежки из goretex. Но - пальцы рук при этом не мерзнут - если ими активно шевелить. Активно шевелить ими не получалось, потому что надо держаться. А вот напрягать их - получалось Вторая проблема - это сапоги. Нога без движения - тело на снегоходе реагирует на кочки, начиная примерно только с колен - поэтому ступни начинают подмерзать. При этом - ими тоже особо не шевелишь - ибо нельзя, сидя сзади на снегоходе привстать и сесть обратно - тем самым разогнав кровь по венам. А значит, еще и при полном отсутствии возможности обозревать окружающий мир - надо придумывать способы обогрева.
Мне в этом смысле было просто. "ручки, ручки, ручки" - произносил я про себя - разминая -точнее, напрягая руки - что бы до пальцев добежала теплая кровь. Через три секунды - вторая мантра - "ножки, ножки, ножки" - шевеля пальцами в сапогах, думая при этом об изящных ножках супруги, но при этом имея в виду собственные волосатые ноги сжимаемые мышцами в попытках их согреть.
Честно - помогло. Минут через двадцать - началось. Почувствовал - что уже нет чувства зябкости в руках и ногах. Едем.Трясемся, скачем с кочки на кочку - но едем. Тепло. продолжаю процедуру "ножки ручки" примерно каждые 10 минут. Все равно делать нечего! больше. Очки запотели и замерзли. Надо познавать дзен-буддизм. Думал про проверку на работе во время пути. Все ли я сделал для нее? Видать много думал - потому что они мне снились на льду - но об этом - как-нить потом.
Что касается куртки Баск с новой версией наполнителя Shelter и штанов от того же Баска - без претензий. Даже остатки зябкого воздуха - прошедшиего через куртку - были остановлены флисом. И ветором куртку не пробивало. До тела не доходило. То есть теплопотери шли только через руки и ноги. Только через них. Хотя опыт прошлого года показывал - что тогда теплопотери у меня через куртку проходили, другой фирмы. Зябко было подмышкам в районе швов, зябко было ногам в районе ляшек. ... Но это прошлый год, а тут получается - что вроде нормально. Шевелишь ногами и руками - и тепло. А само тело - вообще не замерзает.
Не буду описывать все перпетуи дороги. Коротко. Дошли до озера Чистого по зимнику, который проложили автомобили, на самом озере свернули на старый, еще с советских времен оставшийся снегоходный путик (у нас называемый - по "нупам"), и поперли уж по нему. Снега мало, поэтому скорость снизить пришлось. Гусеницу снегохода и лыжи жалко...
На этом путике - самое страшное - не потеря колеи, какая колея у снегохода?, а въезд в наледь. Зимой вода в ручьях подо льдом течет и выходит наружу. Потом опять замерзает, а потом опять вырывается наверх. В результате получается слоеный пирог из слоев льда, и слоев воды. Провалится в это - очень грустно. Особенно на морозе. Можно просто не успеть вытащить снегоход, а если не дай бог вода попадет тебе в сапоги - можно будет еще и поморозится. Вплоть до ампутации ног -потому что быстро оттуда не доедешь обратно. И одежду не сменишь на морозе... Но - когда это рыбаков останавливало?
Перевалив два перевала и проехав сквозь гряду Кил - офигели. Красиво же. Солнце только-только красит белые от снега сопки в розовый цвет.
Понимая, что на планете живет 150 миллиардов человек, а вот этот пейзаж видело вживую всего несколько сотен, а то и десятков - не могу не сделать кадр. Тем более надо размяться после двух часов на снегоходе. Осталось двигаться еще час.
Хорошо, когда есть напарник. Заснимет тебя, как ты шедевры творить пытаешься, а потом еще и фотографиями поделится... Как-то так выгляжу сейчас на рыбалке...
Вволю пофотав, в очередной раз оседлали шайтан-арбу, да покатили дальше. Наледи встречались по пути - лыжи снегохода на них обычно по другому себя ведут, и я только по звукам удара пластика лыж о твердый лед догадывался о том, что идем по льду ручьев и речек (очки опять заморозились, и это карма).
Но все когда-нибудь кончается - и вот она - бухта Мелководная залива Одян. Мекка. Не, не так. МЕККА! Достигли. Я готов целовать лед, под которым ты ходила. Корюшка. Счас наловим... Надо еще только по этой бухте километров 10 просхкачить - и там уже рай. Все ловят с нимбами на голове, и корюшка сама укладывается в мешки.
Останавливаемся, на минуту буквально. Протираю очки. Бурханим. Что это, объяснять не надо, надеюсь? А дальше делаем сами по глоточку chivas riegal 12 летней выдержки из моей рыбацкой фляжки, наслаждаемся образававшимся теплом в районе пищевода (а именно чивас имеет свойство образовывать такое тепло в районе пищевода - сообразное , что ли), садимся - и едем дальше. Осталось всего 10 километров по ровному морскому льду проскочить; Едем...
Шайтан-арба довезла. Впереди два дня мужикового рая - ловить корюшку - которая прет как бешенная, ночевать в условиях низких температур и вообще - наслжадсятся всем вот этим вот. Вырвались же! Вперед - мы обязательно поймаем.
Продолжение следует...Первая часть -
здесь. Добавляйтесь в
друзья.
Или не добавляйтесь, сами решайте. :)
Я есть на
фейсбуке, в
твиттере, и с недавних пор в
гуглоплюсе. Добавляйтесь! :)