Музей ЛИИ

Feb 08, 2023 09:24


Прошло 5 лет с тех пор, как я стала задумываться над этим вопросом :) Пост-мечту « как бы туда попасть» я написала в январе 2018, а сходила в музей в итоге осенью 2022.

И вообще, я всегда об этом думаю! (с) На самом деле я там даже была 0_0 Но еще в школе, поэтому нифига не помню! Кроме каких-то огромных книг - юбилейных альбомов, чуть ли не со стеклянными обложками. Выяснилось, что альбомы на месте. :) Но обо всём по порядку!



«Закрытый», то есть ведомственный музей Лётно-Исследовательского Института им. М.М. Громова  был образован в 1981 году, в преддверии 40-й годовщины со дня образования Института, на базе кабинета внедрения новой техники, созданного в 1970 году. Находится музей на территории закрытого секретного предприятия, отсюда и сложности с попаданием в него.

Когда нас водили туда в школе я, естественно, совершенно не помню, как это всё оформлялось. Сейчас туда могут попасть граждане России, обязательно по предъявлению паспорта (это важно - один из членов нашей группы чудесным образом паспорт оставил дома, ну и сидел, ждал нас на стоянке!



В принципе, попасть в музей можно! Но только в составе организованной группы и увы, только в рабочее время - сотрудники института тоже люди, кхе-кхе (а вот Демонстрационный центр ЦАГИ теперь работает по субботам, так что велком :)) Пишется письмо от организации, отправляется в ЛИИ, заверяется, бубубу. Если вам надо, я все узнаю, конечно :)

Мне вот повезло - наш визит был организован пресс-службой главы города, толпой загнали журналистов всех городских изданий. Так что я отправила только паспортные данные и больше об этом не думала.

Собираемся у центральных проходных на улице Гарнаева. Здесь я была последний раз в 2021-м - оформляла аккредитацию на МАКС-2021. В этом году снова будет, приезжайте :)



Напротив - когда-то шикарное, а сейчас на грани сноса :( «сталинское» здание столовой №1. Сик транзит глория мунди (с)



а мы толпой заходим в центральную проходную. Один, самый одаренный, отправляется сидеть в машину, у всех остальных проверяют паспорта и аппаратуру - ну, всё как обычно.



ЛИИ (впрочем, как и ЦАГИ) занимает огромную территорию. Практически в лесу. Очень удобно - вырубали кусочки по корпуса, а в остальном тут всё, как было 80 лет назад. Дорожки между корпусами проходят под покровом деревьев, тоже элемент секретности :)

На аллеях много прекрасного! Это, кажется, памятник в знак преемственности поколений или что-то такое - от комиссаров в пыльных шлемах до космонавтов



А вот здесь есть беличий хвост :) Белок в ЛИИ много! Как рассказал нам наш сопровождающий, сотрудник ЛИИ и историк авиации Андрей Симонов (спасибо ему, он и организовал эту экскурсию), белки уже наглые, знают время обеденного перерыва и в это время выходят на дорожки грабить корованы.



Еще один памятник - посвящение комсомольцам огненных 40-х от молодежи 80-х. К 40-летию великой Победы, значит 1985 года. Самолётик тут не просто  абы какой, Андрей рассказывал и много, но увы мне.... Приезжайте к нам сами!



Перед главным зданием института, куда мы в итоге попадем (корпус К) - памятник его основателю и первому директору Михаилу Громову. Авторы бронзового бюста установленного на мраморной стеле, скульптор Ж.М.Канканян, заслужанный архитектор РСФСР Е.И.Кутырев. Бюст был изготовлен на Мытищенском экспериментальном заводе художественного литья им. Е.Ф. Белашовой. Памятник открыт 18.08.1989 года.



Вообще НА территории ЛИИ фотографировать категорически нельзя. Ну, то, что через эту самую территорию раз в два года проезжают в автобусах тысячи посетителей МАКСов и истерически фотографируют всё, что видят вокруг - это норм.

Это фото я сделала с лестницы корпуса К, после посещения музея. Перед зданием ШЛИ (Школы лётчиков испытателей) Симонов рассказывал о том, как погиб Алексей Гринчик - на глазах у правительственной комиссии, которая стояла на крыше вот этого здания в центре, с башенкой. Его самолёт упал прямо перед ними (слева на дорожке), и на этом месте сейчас растет огромная старая берёза.



Про ШЛИ я немного рассказывала в этом посте

И самое прекрасное, что нас в сентябре 2022 года туда отвели! 0_0 Никого из обучающихся мы, конечно не видели, просто посмотрели цеха с симуляторами (?)



На этом месте у меня, как всегда истерика



А потом мы наконец-то пошли в музей! Громов - наше всё







Весь цвет отечественной авиации и науки - это наш ЛИИ



Начинается экспозиция с рассказов о первых рекордных перелётах. Это пока ещё не ЛИИ, но уже наш ЦАГИ.



Стол Михаила Громова в самом начале музея





ЛИИ был образован 8 марта 1941 года :) По-моему - очень мимими.



Тут личные вещи Громова, его рисунки. Он очень хорошо рисовал



Вот это портрет одной из его жён. Эту он увёл у Арцеулова :)





Конечно, о развитии советской авиации стали думать сразу же после образования нового государства. и в том же 1918 году был образован ЦАГИ.





В общем, всё такое



Ага, вот и знаменитые альбомы :)





Андрей в это время рассказывал про ЛИИ, я бочком-бочком пошла смотреть экспонаты





Многие из лётчиков жили в Жуковском. Мемориальная доска и именем Машковского точно есть на одном из домов!



Обожаю такие штуки!





Музей не очень большой, но «экспонатов» там очень много. За столько-то лет!



Именем Сергея Анохина названа одна из улиц Жуковского



Снова альбомы. Боюсь, до оцифровки дело дойдёт ещё не скоро :(







Алексей Гринчик работал испытателем в ЛИИ с первых дней работы института. Погиб в 34 года, при показе опытного МиГ-9 высокому авиационному начальству.



У нас тоже есть улица его имени, рядом с Кратово, в старом городе.



Совершенно секретные документы :)







Аааааа!



А потом начинается космическая эпоха. В музее «Хорошо представлена одна из весомых страниц истории Института - работы в области космических исследований. Еще в 1957 году Главный конструктор космических кораблей С.П. Королев привлек ЛИИ, как одну из самых компетентных организаций того времени, к решению комплекса проблем создания бортовых систем пилотируемых космических аппаратов. В частности, для оборудования рабочего места космонавта проводились испытания систем обеспечения жизнедеятельности и спасения, обучение на стендах и летная подготовка экипажа, включая моделирование условий невесомости и приземления после завершения космической экспедиции.

С 1960 года на тренажерах-стендах ЛИИ проходили тренировку авангардная шестерка космонавтов, а именно: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, А.Г. Николаев, Г.Г. Нелюбов. Позднее по программам космических кораблей 'Восток' и 'Восход' в ЛИИ тренировались А.А. Леонов, П.И. Беляев, В.М. Комаров, Б.В. Волынов и многие другие космонавты. Редкие кино- и фотодокументы этого определяющего периода отечественной космонавтики находятся в музее института, являются уникальной частью истории и помогают воспроизвести в памяти весомые события тех лет» Ссылка



Кролики тоже были в невесомости :)





Билеты вещевой лотереи в честь первого аэрошоу (тут немножко фейспалм)









Очень много новых экспонатов, которые еще не разобраны. Сотрудники, постоянно приносят что-то новое, старые люди умирают :( Вот эти самые телефонные справочники, например



И книга самого Андрея Симонова









Отличный музей! Жалко, что попасть в него не тривиально, но дорогу осилит идущий.

#зимавместе #10неупущенных 

#10неупущенных, Авиа, История, #зимавместе, Жуковский, я поведу тебя в музей

Previous post Next post
Up