Сегодня по дороге домой на одном из перекрестков острова Лулу, ожидая смены сигнала светофора, вспомнил, что писал что-то про розовеющий город. Камера валялась рядом, поэтому нажал кнопку и поехал. Вот, что получилось:
http://www.youtube.com/watch?v=CdBQQX0K2A4 Это самая обычная улица нашей деревни. Снял совершенно случайно первую попавшуюся. Есть гораздо красивее и более впечатляющие, например, сплошняком засаженные сакурами. Может, покажу еще при случае.
Лето приближается неотрвратимо. Вот, даже сегодняшняя часть рассказа про это.
Ракетчики (продолжение):
3. Последние сессия и каникулы
Лето - замечательная пора. Волга, пляжи, заволжские луга, острова, протоки, косы, Жигулевские и Сокольи горы дают возможность жителям Куйбышева наслаждаться коротким теплым, иногда даже очень жарким, периодом года в полной мере. Именно в начале семидесятых Волга стала значить для меня гораздо больше, чем река. Я завязал с велоспортом (вернулся к нему, правда, потом, спустя тридцать лет), занялся парусным спортом, подводной охотой, освоил ял - военную шестерку, подружился с такими замечательными людьми, как Костя и Ирина Цедровы, братья Русаковы, Валерка Ковалев, Юра Коновалкин. Всех не перечесть. А главное, мне кажется, что тем летом я стал волжанином. Что это такое? Не знаю, четкого определения у меня нет. Может быть, по ходу рассказа что-то прояснится?
Экзамены никогда не были большой проблемой для меня, да и для большинства студентов того времени, особенно после третьего курса, когда мы начали изучать простые и понятные дисциплины, связанные с проектированием и производством авиационных конструкций. Если предмет интересен, внимательно относишься к учебе в семестре, не запускаешь, посещаешь лекции и работаешь на них, выполняешь задания и курсовые в срок, то к экзамену подходишь уже хорошо подготовленным, и пять дней, отведенных на повторение - твой резерв, которым можно эффективно распорядиться. Это мы и делали с братьями Русаковыми и Коновалкиным, подрядившись в ОСВОДе осматривать пляжи, готовить их к сдаче в летнюю эксплуатацию.
ОСВОД отдавал нам пляжи удаленных турбаз, раскиданных на противоположной стороне от Зольного до Шелехметь. В июне эксплуатация маломерного частного флота на Саратовском водохранилище запрещена из-за нереста. Нам в ОСВОДе выдали разрешение и зеленый ОСВОДовский флаг. Флаг был водружен на носу нашей моторки - казанки еще первой модели, спроектированной Львом Петровичем Зимаковым. Лев Петрович - мой учитель и консультант по проектированию конструкций из стеклопластика. Казанка под мотором Вихрь-30 неслась, казалось бы, над поверхностью воды. Рассветало рано, темнело поздно, и мы за световой день могли осмотреть несколько пляжей.
Осмотр заключался в визуальном подводном обследовании дна пляжа и удалении опасных предметов, типа коряг и затонувших деревьев; проведении промеров, уточнении глубин, подтверждении равномерности и безопасности рельефа дна (отсутствие ям, в частности); и утверждении результатов осмотра специальным актом. Работали мы в сухих костюмах «Садко» и с аквалангами АВМ. Делали работу быстро и хорошо. А как приятно было мчаться по Волге на легкой быстрой лодке! Вот так и июнь промчался, смешав работу и экзамены в приятный летний коктейль жизни.
Правда, был один экзамен, про который стоит рассказать немного. Это «Основы научного коммунизма». Честно признаюсь, ничего не помню по этому предмету, хотя получил четверку. Не помню, как и сдавал-то. Но вот преподавательницу Соснину Тамару Николаевну запомнил. И вот почему. В те времена в третьем корпусе КуАИ в актовом зале организовали кино-клуб, где каждую неделю шла демонстрация какого-нибудь фильма, опережающая его выход в широкий прокат. Идеологические работники проверяли на нас реакцию советской публики на некоторые не очень уж простые и, возможно, проблемные фильмы. Показ всегда сопровождался обсуждением просмотренного фильма. Наша компания во главе с Костей достаточно регулярно посещала это мероприятие.
Делали мы это весело, потягивая пиво из шланга, опущенного в канистру, комментируя события, происходящие на экране. В тот раз шел фильм Авербаха Монолог. Как сейчас помню, мне нравилось, как выглядела тогдашняя Неелова, очень секси, как говорит мой внук сейчас, но ее роль - нет. Сумасбродная внучка профессора, пытающаяся стать любовницей старого (мне тогда так казалось) доцента. И это в Ленинграде, где столько возможностей для занятия нормальным делом, типа парусного спорта. Там этот доцент на «Драконе» ходил. Актеры играли великолепно, Глузский, Любшин, Терехова - какой букет! Зрительницы, которых в зале было много, рыдали. Это не преувеличение. Даже Ирина (жена Кости) плакала. Авербах переплюнул индийских и арабских мастеров кино, фильмы которых наводняли тогда экраны СССР. Так жать слезу! Что скажешь - талант!
Но самое интересное началось в процессе обсуждения фильма. Товарищ Рабкина, работник обкома, поведала нам, что фильм, просмотренный нами, очень глубок, а основная идея авторов - показать связь поколений. Потом выступала Соснина, давая пояснения о философской глубине картины. А затем предоставили слово публике. Я воспользовался этим и высказал, все, что я думал об этом фильме. Вначале я обвинил Соснину и Рабкину в попытке наведения хрестоматийного глянца социалистического реализма на предмете, который для этого не предназначен. Спросил их, где же они видели такую молодежь, подчеркнув, что речь они ведут о советской молодежи. Пытался выяснить, о связи каких поколений они нам рассказывают. Если героиня Нееловой - представитель моего поколения, то кто же я? А еще я подчеркнул синематогрофический (именно так я произносил это слово) талант Авербаха, достигшего высот индийского синематографа. Короче, меня освистали и убрали со сцены. Но Ирина, которая тогда была редактором газеты Полет, как только я вернулся со сцены на место, попросила:
«Слава, обязательно напиши свои комментарии, я их опубликую»
«Ладно, завтра принесу» - ответил я.
Моя заметка была напечатана, а еще через номер - заметка по поводу моей заметки, где меня заклеймили, как хулигана и горлопана. На этом Ирина дискуссию в газете закончила. Ответить мне не удалось. Даже с автором несправедливой критики в мой адрес не получилось встретиться. Некогда было. Мы небольшой компанией переменного состава переехали жить за Волгу.