В 1887 г. выходит «
Шампанское (рассказ проходимца)» А. Чехонте.
Сюжет таков: муж на новый год, открывая шампанское, проливает его и жена говорит: это к несчастью. И тут приезжает разбитная тётя жены, у мужа с ней безумный роман, всё рушится, семьи и ничего больше нет, и вот он на улице.
Последняя фраза: «Теперь скажите: что еще недоброе может со мной случиться?»
В 1879 году Антон Павлович (19-и лет) вместе с братом Николаем были шаферами на свадьбе в Таганроге. Они разошлись до того, что выбросили в окошко, прямо в снег, нераскупоренное шампанское. Впоследствии весной, когда снег сошел, все эти бутылки нашли в саду невредимыми и распили потом за здоровье обоих братьев.
(
Из воспоминаний М. П. Чехова)Из писем А. П. Чехова:
- Пью за твое здоровье вместо шампанского кружку холодной воды и бормочу этот тост и пишу это глупейшее письмо (1 января 1877 г. Таганрог).
- В одну неделю было пережито: и ландо, и философия, и романсы Павловской, и путешествия ночью в типографию, и «Колокол», и шампанское, и даже сватовство... (24 марта 1888 г. Москва).
- На правах великого писателя я всё время в Питере катался в ландо и пил шампанское (25 марта 1888 г. Москва).
- [Рассказ] «Шампанское» я утерял. Что же послать? (7 ноября 1888 г. Москва).
- Счастливцы, Вы будете пить или уже пили настоящее шампанское, а я бурду! (30 декабря 1888 г. Москва).
- Водка мне противеет с каждым днем, пива я не пью, красного вина не люблю, остается одно только шампанское, которое, пока не женюсь на богатой ведьме, буду заменять кларетом или чем-нибудь вроде (15 января 1889 г. Москва).
- Держу пари на бутылку шампанского, что Вы уже пророчили ему, что из него выйдет первый русский водевилист (12 апреля 1889 г. Москва).
- Есть чуйки, которые не пьют ничего, кроме шампанского, и в кабак ходят не иначе, как только по кумачу, который расстилается от избы вплоть до кабака... Вчера же в моей каюте обедал золотопромышленник с лицом Пети Полеваева; за обедом он вместо воды пил шампанское и угощал им нас (23-26 июня 1890 г. От Покровской до Благовещенска).
- Сегодня местная администрация ездила к ним во всем параде вручать пожалованные им ордена; и я тоже ездил со своею головною болью и должен был пить шампанское (6 октября 1890 г. Пост Корсаковский).
- Милый Александр Иванович, был у Вас, чтобы сказать Вам, что завтра меня не будет в Москве и что шампанское пить не будем (27 февраля 1891 г. Москва).
- Вчера до четырех часов утра я ездил по всяким Аркадиям и наливал себя шампанским; со мною ездила хохлацкая королева Заньковецкая, которую Украйна нэ забудэ. Она очень симпатична. Пил шампанское, а между тем чувствую себя весьма сносно и не чихаю (4 января 1892 г. Петербург).
- Был в Москве, обедал с русско-мысленцами, целовался с ними, взял у них 600 р., пил шампанское и коньяк и был провожаем на вокзал (23 июля 1893 г. Мелихово).
- Амфитеатров стал лопать шампанское и уже «не может» без этого (2 августа 1893 г. Мелихово).
- Потапенко уехал в Италию. До отъезда бывал он у нас еще раза три и всякий раз привозил шампанское и портер и всякий раз пел (6 марта 1894 г. Ялта).
- Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться (26 апреля 1901 г. Ялта).
- Ты пишешь, что расстроила себе желудок. А ты не пей шампанского (28 марта 1902 г. Ялта).
- Сегодня пришло твое письмо, написанное карандашом, я читал и сочувствовал тебе, моя радость. Пить шампанское! Ездить на Братское кладбище! (21 сентября 1903 г. Ялта).
- Очень бы мне теперь хотелось пойти в «Эрмитаж», съесть там стерлядь и выпить бутылку вина. Когда-то я solo выпивал бутылку шампанского и не пьянел, потом пил коньяк и тоже не пьянел (2 ноября 1903 г. Ялта).
Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe...» Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского...», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда... И страшную тишину ночи нарушала только как вихрь ворвавшаяся огромных размеров черная ночная бабочка, которая мучительно билась о горящие электрические лампочки и металась по комнате. Ушел доктор, среди тишины и духоты ночи со страшным шумом выскочила пробка из недопитой бутылки шампанского... (2 июля 1904 г. Баденвейлер,
отель «Зоммер»).
(Из воспоминаний О.Л.Книппер-Чеховой)