«Сэнгоку дзидай» / «Междуусобная война» / «Провал во времени»

Nov 12, 2007 04:07

Sengoku jieitai. Япония, 1979. По комиксам Рё Ханмуры. Автор сценария - Тосио Камата. Режиссер - Мицумаса Сайто. В ролях: Тиба Сонни (лейтенант Ёсаки Иба), Исао Нацуяги (Кагетора Нагао), Дзюн Это (Кен Нобухико), Рю Райта (сержант Мимура), Ито Тоситака (Такасима Харуми), Санада Хироюки (Кацуёри Такэда), Кадокава Харуки (Haruki Kadokawa), Камаяцу Хироси (Масаюки Санада), Кендзо Каварадзаки (Кано Кодзи), Асао Койке (Коидзуми), Кентаро Кудо (Исиба), Ватасе Цунехико (капитан Яно Хаято). 138 мин.

На одной из сборок «Восточных боевиков» обнаружился фильм «Провал во времени», о котором я походя уже писал. Показанный на неделе японского кино в 1980 году, это был первый самурайский (точнее, самурайско-фантастический) фильм, который мы увидели в своей совковой жизни.

Он и сейчас смотрится очень даже неплохо. Оригинальное название - «Сэнгоку дзидай», понятное каждому японцу обозначение периода средневековых междуусобных войн. Действие происходит в начале 1570-х (в отличие от его сильно переработанного римейка «Сэнгоку дзидай 1549», названном на этом же диске «Спецназ против самураев»).

Современные танк, вертолет, самоходный броневик, джип и грузовик участвуют в каких-то учениях на берегу океана. Неожиданно солдаты замечают, что Полярная звезда переместилась совсем в другой сектор неба, а часы у всех остановились на времени 17 ч. 18 мин. Потом начинаются густые атмосферные мутации и с побережьем что-то происходит. Вроде бы геологический рельеф тот же, но ландшафт поверху немножко другой. К берегу прибивает и военный катер. Сухопутным подразделением командует лейтенант Ёсаки Иба. На катере свой начальничек - капитан Яно Хаято. Пока солдатики соображают, что к чему, их густо обстреливают из луков, а из лесочка на круче выступает средневековая самурайская кавалерия.



Глава самураев Кагетора Нагао (1530-1578), даже похожий на свои исторические изображения (см., clickable), с пацанским восторгом залезает в самоходку и принимается поливать из пулемета по верхушкам деревьев.

Современные служаки никогда не были в настоящем бою. Лейтенант Иба показывает Кагеторе технику ХХ века, а тот склоняет лейтенанта: «Ты рожден для сражений, а эта эпоха - для таких, как мы». Его подчиненные тоже обсуждают новый опыт:
- Мы впервые стреляли по живым мишеням!
- Ну и как ощущения?
- Да так себе...
Они ведут споры, надо ли возвращаться в настоящее, если там все равно никто не воюет и для них нет прямой работы. Лейтенант уже входит во вкус и убеждает своих подчиненных: мы тряхнем историю так, что она захочет все это исправить и вернет нас обратно.

Сержант Кимура, оставивший дома молодую жену, встречает в прошлом девушку, похожую на нее как две капли воды, насилует ее, а потом начинает с ней жить.

Капитан Хаято на катере устраивает бардачок с девицами и собирается заниматься разбоем, нападать на деревни, отбирать еду и трахать женщин. Лейтенанту приходится ликвидировать нарушителей дисциплины. На веревке он спускается с вертолета, отвлекая внимание, и пока мазилы с корабля пытаются в него попасть, их перестреливает сидящий в береговых скалах снайпер.

Втянувшись в междуусобные распри, Иба самолично сносит голову не кому иному как Сингену Такэде (1521-1573), одной из главных фигур Сэнгоку дзидай. (Исторического Сингена подстрелил «снайпер» XVI века, как это показано в «Тени воина» Куросавы). А потом бьется с его сыном Кацуёри Такэдой (типа как битва при Нганасино в 1575 г., где армию рода Такэды разгромили благодаря массовому применению огнестрельного оружия).

Из просмотра в 1980-м у меня четко осталось в памяти, что накануне главной битвы лейтенант отпускает своих парней в ближайшую деревеньку к девицам. Те тихонько подкрадываются к деревне, потом решают, что их одежда из другой эпохи может напугать девиц и, хихикая, разоблачаются.

...И тут же начиналась битва! Очевидно было, что эпизод вырезан. Мы думали, что там была откровенная порнуха, такая же крутая, как боевые сцены. А натурализм последних и впрямь шокировал, чего стоил один солдатик в финале, пригвожденный к балке дома стрелой в глаз. Вот, наконец, увидел недопущенный сакраментальный эпизод. Почти невинный. Двое чуваков сидят в сенях и нетерпеливо дожидаются своей очереди, слушая громкие стоны своего товарища и его напарницы. (Девиц на всех, очевидно, в деревне не набралось).

Сама битва тогда всех потрясла, да, в общем, впечатляет и сейчас. Японская средневековая пехота числом и абсолютным отсутствием страха и пиетета перед железными, летающими и извергающими огонь творениями методично выводит из строя всю технику, а кульминация - «спецназовец», ухитрившийся зацепиться за полоз вертолета, влезть в кабину, убить стрелка и штурмана, а потом спрыгнуть на растянутую портянку.

Из последних сил лейтенант совершает еще один квазиисторический подвиг - врывается в ставку Такэды-младшего и убивает Кацуёри.

В конце концов от пришельцев из будущего остается человек пять, укрывающихся в старом храме в Киото. Кагетора, победивший благодаря их вмешательству, приказывает своим лучникам расстрелять всех, сам кончает лейтенанта из карабина, а стрелу в сержанта Кимуру пускает его возлюбленная в веках. Всех торжественно, с почестями хоронят, а храм сжигают. В живых остается только один солдатик, отбившийся от группы, чтобы помочь мальчугану, отца которого убили, и его семье.

По сравнению с «Сэнгоку дзидай 1549», этот фильм менее мудрён и кажется гораздо более цельным. Но там из всего выводится мораль об исторической ответственности, здесь утверждается что-то попроще, типа: лучше погибнуть в Сэнгоку дзидай, чем тухнуть с тоски пятьсот лет спустя. Но, может быть, и так: эти парни попытались изменить историю, но сделали только то, что истории было нужно.

Песни почему-то идут вперемешку: то на японском, то на английском.

историческое кино, фантастика, кино, самурайское кино

Previous post Next post
Up