Сегодня, улучив момент, помчался в Главный штаб, где теперь выставочный филиал Эрмитажа. Там идут три выставки: «Под знаком орла (Искусство ампира)», искомые мною «Пьер Боннар и Морис Дени» и только что открывшаяся «Америка сегодня». К сожалению, только-только закрылась какая-то выставка, посвященная стилю модерн.
Ампир - немного живописи, графика, предметы быта, столовая утварь, оружие и экспонаты очень удачно выписаны в интерьеры бывших комнат министра иностранных дел (сперва К. В. Нессельроде, затем А. М. Горчакова). Большая картина Ораса Верне «Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри». По лесенке поднимаешься в зал-«церковь», спланированный Карло России, где находится походный иконостас Александра I и культовые предметы эпохи.
«Пьер Боннар и Морис Дени» - это все те же самые эрмитажные картины из зала набидов, только полностью вывешены 7 панно цикла Дени по истории Амура и Психеи.
А вот и моя любимая эрмитажная картина: Эдуар Вюйар «Дети». Ок. 1909. Поступила из собрания М. С. Цетлина.
Забавная выставка «Америка сегодня: Выбор Чарлза Саачи» из лондонской The Saatchi Gallery. Большие абстракции, коллажи, инсталляции, серии фотографий, помещенные в рамки измятые газетные вырезки, петух из неоновой трубки, белый холст с надписью «No sex, no war, no me» и т. п. хрень.
А что произвело на меня настоящее впечатление, это композиция Йона Пилипчука (Jon Pylypchuk, р. 1972, Канада) «Надеюсь, мне удастся пережить это, сохранив хоть немного достоинства» («Hopefully, I will live through this with a little bit of dignity», 2005). 80 тряпочных черноголовых котов с деревянными ножками - пейзаж после битвы с крысами. Они сгруппированы вокруг пирамидальной песочной норы, в корчах, в уродских позах, все в круглых шапочках с прорезями для ушей, возможно, символизирующих солдатские каски, некоторые со штыковыми винтовками, некоторые с перевязанными лапами и хвостами. Часть котов блюёт блестящей синтетической массой. Я скопировал пару картинок с сайта Saatchi Gallery (
http://www.saatchi-gallery.co.uk/artists/jon_pylypchuk.htm), но они совсем не передают того дико смешного и гротексного впечатления, какое это производит в натуре.