В Эрмитаже провел пять часов, оттоптав себе все ноги. Начал с конца, с третьего этажа - искусства конца XIX - XX вв.
После 15-летнего отсутствия в Эрмитаж, где когда-то провел долгие часы жизни, приходишь как на встречу с очень-очень давними друзьями и любимыми существами, ну и, конечно, ждешь чего-то новенького или, что еще интереснее, возможности увидеть новыми глазами что-нибудь совсем старенькое.
Обнаружил много выставленной салонной живописи, которой еще в 1992-м не висело (во всяком случае, не помню). «Купание придворных дам в XVIII веке» Фламенга было и тогда, а «Прием в Компьене в 1810 году» (1894) - Наполеон встречает эрцгерцогиню Марию-Луизу, и «Наполеона I и короля Римского в Сен-Клу в 1811 году» (1896) - император с новорожденным сыном, в натуре увидел впервые. Франсуа Фламенг (François Flameng; 1856-1923) - невероятного изящества художник, в русском художественном сознании практически не присутствующий. Очень модный на рубеже веков («Купание придворных дам » принадлежало Александру III, картины с Наполеоном - Николаю II, плюс он написал десяток парадных портретов российских светских дам). Во время Первой мировой войны он создал огромную серию реалистических картин и акварелей походной жизни и войны, которые выставлялись в Доме инвалидов и репродуцировались в «L'Illustration» и других журналах. Я открыл для себя Фламенга много лет назад на черно-белых репродукциях в многотомном каталоге Эрмитажа, а потом был очарован чистотой и яркостью его красок - его мелкий сверкающий мазок выделяется как на фоне академической живописи своего времени, так и на фоне стиль-модерной, не говоря о модернистской. Удивительно, что Фламенг не был переоткрыт в эпоху гламура.
Скульптурному «Амуру под вуалью, просящему подаяния» Проспера д'Эпине кто-то положил в ладошку монетку в 50 копеек - смешно и трогательно.
Не было стоящей Жанны Самари Ренуара и «Танца» Матисса - отбыли на гастроли. Не оказалось и моей любимой эрмитажной картины - «Детей» Вюйяра - вместе со всем залом «Наби». (Позже выяснил у консультанта, что все набиды - на выставке «Пьер Боннар и Морис Дени» тут же рядом, через площадь, в помещении Главного Штаба. Об этом позже).
Зато экспозиция итальянской скульптуры: Франческо Мессина, Эмилио Греко, Аугусто Мурер - благополучно пребывала на месте. И три бронзовых портрета Тебе (Tebe) Джакомо Манцу, в том числе «Падающая Тебе» - самая удивительная скульптура, которую я видел в жизни: обнаженная девушка с раскинутыми в стороны руками и ногами, зафиксированная на одной опоре - заваливающейся ножке стула. Сам замысел - полный писк, а как он исполнен!..
Вообще все эти итальянцы изумительно живые: «Беатриче» Мессины (1959), «Клиция» Греко (1976), деревянный «Арлекин» Мурера... Сравнить в соседнем зале - с мраморной головой Ницше Макса Клингера (1903): мощные надбровные дуги и усищи, а внутрь ровно ничего не вложено.
Потом пошел на второй этаж и начал с новинок. Экспозиция «Французская живопись XIX-XX вв. из частных собраний Германии, перемещенная после II Мировой войны». «Перемещенная» - читай: ограбленная в виде военных трофеев. Шедевры живописи и графики полвека не выставлялись, чтобы у немцев не возникло искушения затребовать их назад. Здесь такие знаменитые вещи, как «Ноша (Прачка)» Домье, «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь согласия» Дега, «В саду» Ренуара из собрания Отто Герстенберга, затем его дочери Маргарет Шарф, «Femme couchée» Курбе из собрания B. Coehler'а, какие-то невероятно выцветшие (этюд?) «Девушки за фортепиано» Ренуара, постимпрессионисты, три небольшие изображения женщин в интерьере Э. Вюйяра из собрания Отто Кребса и т. д.
Выставка Макса Бекмана из немецких коллекций - несколько ранних портретов и много экспрессионистской графики.
Отличная выставка «Английская акварель XVIII-XIX веков» из собрания Пола Мелона в Йельском музее британского искусства: Уильям Блейк («Притча о разумных и неразумных девах» и 4 листа иллюстраций к стихотворениям Томаса Грея), Роулендсон, Гейнсборо, Констебл, Боннингтон, Тёрнер, Уильям Генри Хант, Эдвард Лир и множество неведомых мне имен.
Выставку китайского искусства «Возвращение Будды» только пробежал.
Всю классическую живопись обошел в темпе. «Даная» вернулась на место (точнее, висит на другом месте, с главного переместилась на боковую стену) после многолетней реставрации - и это слезы. Может быть, лучше было оставить следы повреждения от ножа маньяка, но сохранить краски Рембрандта, потому что теперь живот Данаи - какое-то тусклое размазанное пятно.
Не оправдались мои надежды, что открылся зал Маньяско (где «Распятие» и «Вакханалия»), там до сих пор, уже какое десятилетие, меняют паркет. И закрыли на ремонт Францию XVIII века, где у меня тоже есть несколько картин и скульптур-фавориток. Не привелось и поклониться Вольтеру Гудона.
До первого этажа так и не дошел.