«Еврей Зюсс»

Jul 14, 2012 18:37

Jud Süß. Германия, 1940. Авторы сценария - Файт Харлан, Эберхард Вольфганг Мёллер, Людвиг Метцгер. Режиссер - Файт Харлан. Оператор - Бруно Монди. Художники - Отто Хунте, Карл Фольбрехт. Композитор - Вольфганг Целлер. В ролях: Фердинанд Мариан (Иосиф Зюсс Оппенгеймер), Генрих Георге (Карл Александр, герцог Вюртембергский), Кристина Зёдербаум (Доротея Штюрм, в замужестве Фабер), Вернер Краусс (рабби Лёв, секретарь Зюсса), Ойген Клёпфер (земский представитель Штюрм), Мальте Йегер (Фабер), Вольфганг Штауде (друг и поверенный Фабера), Хильде фон Штольц (герцогиня Вюртембергская) и другие. 98 мин.

1

Одна из самых любопытных ретроспективных программ XXXIV ММКФ называлась «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию». Десять фильмов, охватывающих десять десятилетий ХХ века, были отобраны десятью авторитетными российскими кинокритиками, каждый из которых сам представлял предложенный им фильм. Получилась коллективная авторская программа, включавшая как любимые кем-то фильмы, так и совсем не любимые, но знаковые.

В последнем случае я имею в виду главный опус геббельсовской антисемитской пропаганды - «Еврей Зюсс» Файта Харлана (1940), предложенный Кириллом Разлоговым в качестве репрезентативного фильма фашистского периода немецкого кино. «Еврей Зюсс» публично демонстрировался в нашей стране всего один раз - тоже на ММКФ, в 1989 году на ретроспективе «Кино тоталитарной эпохи», представлявшей образцы германской, итальянской и советской идеологической агитации средствами «важнейшего из искусств». Показ в ретроспективе немецкого кино ХХ столетия, таким образом, был вторым. Против него категорически возражал президент Московского кинофестиваля Никита Михалков, но Кирилл Разлогов отстоял свой выбор, под личную ответственность, что никто после выхода из зала не ринется устраивать погром. «Я считаю, что такого рода произведения надо не запрещать и замалчивать, а показывать, объяснять и обсуждать именного для того, чтобы избегать ошибок и искушений прошлого», - мотивировал свое решение выдающийся киновед и программный директор фестиваля.

Одиозно знаменитую ленту предварял полнометражный документальный фильм режиссера Феликса Мёллера «Харлан: В тени “Еврея Зюсса”» (2008), поскольку, как пояснил Разлогов, по существующим в мире правилам, показывать самого «Зюсса» можно только в сопровождении поясняющих киноматериалов. «Харлан: В тени “Еврея Зюсса”» основан на интервью с детьми режиссера (их у него было пять от второго и третьего брака, а первая его жена - еврейка - погибла в Освенциме) и другими его потомками, которые рассказывают о своей жизни после войны и размышляют о том, какую роль в их семейной и личной истории сыграл этот фильм. Среди потомков Харлана - его племянница Кристиана Сюзанна Харлан, актриса и художница, в 1958 году ставшая женой Стенли Кубрика. В фильме она рассказывает, как представляла своему дяде мужа, американского еврея, потомка выходцев из Австро-Венгрии (в тот момент он еще не снял свои самые знаменитые картины). Брат Кристины Ян Харлан продюсировал четыре последних фильма Кубрика.

Файт Харлан (1899-1964) был ведущим режиссером игрового кино в Третьем рейхе. За десятилетие с 1935 по 1945 год он поставил 19 фильмов, используя для съемок мощные государственные ресурсы, в том числе военные. «Еврей Зюсс» стал его «визитной карточкой», от которой он не мог избавиться и после падения фашизма.

Задача фильма состояла в том, чтобы в понятной форме показать гражданам Третьего рейха, чем собственно плохи евреи. Государственная антисемитская кампания разворачивалась вовсю, но для масс суть обвинений против евреев оставалась умозрительной. Ненависть нужно было образно и эмоционально материализовать, наполнить и направить. И Харлан под прямым идейным руководством Геббельса такое «руководство к действию» создал. В рейхе фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей, его специально демонстрировали для полиции и СС, возили по оккупированным территориям.

После поражения Германии против Харлана дважды возбуждали судебные процессы - в 1948-49 в Гамбурге и 1949-50 в Берлине. Он был единственным фашистским деятелем культуры, обвиненным в военном преступлении. Но на обоих процессах были вынесены оправдательные заключения на основании того, что режиссер выступал лишь исполнителем чужой воли и в течение всей работы он и актерский коллектив подвергались мощному давлению министерства пропаганды и лично Геббельса. В фильме Феликса Мёллера сын Файта Харлана Томас Харлан, тоже режиссер, высказывается по этому поводу вполне категорично: художник должен нести ответственность за пакт с дьяволом и это нехорошо, что отец не был осужден. Файт Харлан продолжал работать в западногерманском кино и в 1951-1965 годах снял еще 11 фильмов, в основном историко-приключенческих, в том числе «Предательство Германии (Дело д-ра Зорге)» (1955).

На Московском фестивале после показа двух стоминутных фильмов - документального и самого предмета дискуссии - состоялось обсуждение, где публика поделилась впечатлениями. Оценки «Еврея Зюсса» как произведения искусства разделились. Некоторые зрители говорили, что общий пропагандистский запал фильма не выветрился, что-то такое будоражащее кровь в нем сохранилось, отмечали незаурядную игру и Фердинанда Мариана (Зюсса), и небольшие, но заметные роли старого Вернера Краусса (рабби Лёва, секретаря Зюсса) и молодого Вольфганга Штауде - впоследствии выдающегося режиссера-антифашиста, и небесталанную супругу режиссера - нордическую блондинку (шведку) Кристину Зёдербаум, сыгравшую Доротею Штюрм, невинную жертву злокозненного еврея. Другие признавались, что ждали чего-то большего. На мой взгляд, фильм отнюдь не шедевр, но посмотреть его полезно.

2

«Еврей Зюсс» (точнее, как отмечала Майя Туровская, «Жид Зюсс») - интерпретация исторического сюжета. Иосиф Зюсс Оппенгеймер был придворным финансистом Карла Александра, герцога Вюртембергского, в 1733-1737 гг., а после смерти покровителя его повесили. Его фигура привлекала внимание Вильгельма Гауфа (повесть «Еврей Зюсс», 1827), Лиона Фейхтвангера (роман «Еврей Зюсс», 1926) и менее известных авторов. Роман Фейхтвангера был экранизирован в Англии Лотаром Мендесом в 1934 году с Конрадом Фейдтом в главной роли.

Сценарий Людвига Метцгера и Эберхарда Вольфганга Мёллера, переписанный Файтом Харланом, устраняет из образа главного персонажа какую-либо многозначность. Это портрет злого гения - исходя из художественной задачи, он должен предстать не трагическим злодеем (вроде Ричарда III или Макбета), а мелодраматическим (вроде мавра Аарона из «Тита Андроника», Шейлока или Яго). Как известно, трагические злодеи отличаются тем, что их пороки - изнанка их человеческой силы, воли, интеллекта, мощных страстей, мелодраматические - тем, что их пороки - изнанка их человеческой слабости, зависти, мелочности и т. п.

Зюсс Оппенгеймер - не велик и не мелок, он средний. Это злодей бюрократического типа, который имеет исходный материальный ресурс (он торговец ювелирными украшениями), с его помощью занимает место около властвующей персоны, а затем методично, шаг за шагом, прибирает к рукам полную власть. Действуя от имени герцога, Зюсс вводит новые налоги, протаскивает к управлению своих собратьев, отнимает у земских представительств их привилегии и возможность влиять на ситуацию, выжимает последние соки из народа, подводя его к открытому восстанию.

Народное возмущение совсем уже вызрело, но окончательно инородец «прокалывается» не на политико-экономическом, а на личном фронте. Уверившись в полной безнаказанности, Зюсс бесчестит немецкую девушку (которую играет супруга постановщика Кристина Зёдербаум). Тут очень своевременно подворачивается старый закон, по которому еврей, совокупившийся с христианкой, должен быть повешен, что и приводится в исполнение. В концовке заключалось послание, как надо поступать с сородичами Зюсса Оппенгеймера.

3

Способ восхождения паука и плетения им властной паутины, в которую попадает всё население герцогства Вюртембергского, в фильме представляется как специфически еврейский.

Пропагандистское стремление к внятности нередко действительно докапывается до каких-то архетипов. В первой половине 1940-х годов не бросалось в глаза то, что сейчас кажется лежащим на поверхности. Просто потом «Еврея Зюсса» мало кто видел и писалось в основном о его месте в антисемитской пропаганде. Однако история восхождения и падения еврея Зюсса так похожа на историю восхождения и падения самого Гитлера, что задаешься вопросом: что же мы имеем в фильме - архетип или проекцию?

Ну да, Гитлер выдвинулся другим способом - он стал канцлером не благодаря тому, что предложил президенту Гинденбургу ювелирные украшения со скидкой; Гитлера финансировали самого. Но они оба выступили как своеобразные фигуры национального возрождения: Зюсс продвигает интересы евреев, ограниченных в правах, среди немцев, а Гитлер - интересы и права немцев среди европейцев. Самые главные различия: Зюсс теневой политик, а Гитлер - публичный популист (но мы можем представить себе Зюсса выступающим не перед немцами, а перед евреями, которым он обещает тучные вюртембергские пастбища), и Зюсс не ведет и не обещает вести завоевательных войн (у него скромный внутренний масштаб - прибрать к рукам названное герцогство, но если бы он смог стать полновластным правителем, кто знает, что было бы). Каждый из них предпринимает меры по аккумуляции власти в своих руках. В распоряжении Зюсса только административные и экономические рычаги, Гитлер создает силовой аппарат и в этом отношении его власть оказалась поустойчивее. Зюсса повесили потому, что он изнасиловал белокурую девушку, Гитлеру удалось проделать это совершенно легитимно, он просто проиграл мировую войну. На самом деле оба пали из-за того, что система вышла из-под контроля - каждый попытался заглотить больше, чем мог.

Совершенно невольно, со всеми неточностями, «Еврей Зюсс» предсказал финальную судьбу Гитлера, как и его официального приемника, заказчика картины Геббельса, а уж конец многих других руководителей Тысячелетнего рейха - буквально.

Отечественная история - тоже нескучный материал для сравнения. Безусловно, «Еврей Зюсс» - примитивная модель, но достоинство примитивной модели в отчетливом обнажении главного. Если смотреть не на костюмы и не на этнические аксессуары, а на то, что и как происходит, трудно отделаться от впечатления, что казус с Вюртембергским герцогством прямо на наших глазах развернулся в России. Экономический и политический захват власти какой-либо группой лиц, олицетворенной в одном лидере, неизбежно задействует простой принцип - протаскивать «своих» и нейтрализовывать любые формы независимого представительства. А окажутся «свои» евреями или нет - это может быть и случайным фактором. Единую «нацию» можно выстраивать и по партийному списку.

В «Еврее Зюссе» материализован страх тоталитарного лидера, что к нему исподтишка подкрадется другой, «чужой» тоталитарный лидер и украдет у него вожделенную власть. В законах, которые летом успела напринимать чуровская Государственная дума, мы видим ровно это кино: враги подступили к самому горлу, поэтому больше трех не собираться, иначе миллионный штраф; некоммерческие организации - кругом «иностранные агенты»; за клевету на наш самый справедливый в мире суд - штраф 5 миллионов... Но ведь от неизбежного все равно не уйдешь, и поэтому поучительно хотя бы раз в четверть века пересматривать фильмы других тоталитарных эпох…

http://okino.ru/news/details/4268

историческое кино, кино, кинофестивали, история, ММКФ

Previous post Next post
Up