O Apóstolo. Испания, 2012. Анимация. Автор сценария и режиссер - Фернандо Кортисо. Оператор - Мэтью Хейзерлиг. Художник - Мария Эрнанс. Композиторы - Филип Гласс, Ксавьер Фонт, Артуро Вакеро. Роли озвучивают: Карлос Бланко (Рамон), Хосе Мануэль Ольвейра «Пико» (Дон Сезарео), Джеральдин Чаплин (Доринда), Пол Нэши (старший священник), Луис Тосар (Ксавьер), Хорхе Санс (Пабло), Чельсо Бугалло (Чельсо), Мануэль Манкилья (Атилано) и другие. 80 мин.
Анимация редко попадают в конкурсные программы ММКФ. Российско-японско-канадская киноманга «Первый отряд» участвовала в «Перспективах» в 2009 году. Тем неожиданнее и приятнее было увидеть в основном конкурсе испанский кукольный фильм «Апостол». Его приглашали в Москву еще в прошлом году, но тогда он задержался с постпродукцией. Предполагалось выпустить его в 3D и так он и анонсирован в каталоге, но в конце концов «Апостол» вышел в обычном формате, что не лишает его зрительских достоинств.
Это готическая история, основанная на средневековой галисийской легенде, но действие перенесено в наши дни. Два бандита сидят в одной камере и один рассказывает другому, что в некоей деревеньке Санас (ударение на последнем слоге) он спрятал награбленные сокровища. Оба бегут из тюрьмы, но до вожделенной деревеньки добирается только Рамон - второй, не тот, который оставил клад. Санас находится на пути паломников, идущих в Сантьяго-де-Компостела, где в кафедральном соборе захоронены останки апостола Иакова (его именем Sant Iago и назван город, ставший крупнейшим после Иерусалима и Рима центром поклонения католиков). Но место это крайне странное - целые улицы находятся в полном запустении, а физиономии у жителей такие, что не приведи Господь увидеть их во сне. Рамон хочет быстренько найти нужный ему домик, найти клад и смотаться, но местный священник уговаривает его переночевать у некоей пожилой особы. Молоко, которым поит его хозяйка, имеет странный привкус…
Так незадачливый грабитель вляпывается в события, уходящие корнями в середину XIV века, а вершиной его злоключений оказывается крест, который он каждую ночь должен нести во главе процессии грешных душ, пока не передаст его другому - обязательно живому! - человеку. Задачка, прямо сказать, не из простых…
Режиссер и сценарист Фернандо Кортисо, представлявший фильм, рассказал, что он и весь его творческий коллектив - уроженцы Галисии, где разворачивается всё действие. Легенды, связанные с культом мощей Святого Иакова, знакомы им с детства, но никому не приходило в голову перенести их в кино. «Романская готика» - это целая территория, не освоенная современной культурой, она и подсказала Фернандо сюжет его первого полнометражного фильма.
«Апостол» создавался в необычной технике. Ротоскопия - обрисовка натурных съемок, когда играющие актеры превращаются в графические образы, - используется уже давно, а здесь куклы с подвижной мимикой и жестикуляцией воспроизводят актерскую игру. Поэтому актерские имена в титрах - это не просто звучащие голоса, это полноценные исполнители ролей.
Я задал Фернандо Кортисо еще один маленький вопрос, касающийся его короткометражного фильма под названием «Буковский» - о чем он? Кортисо ответил, что он о короткой жизни домашнего животного, реальный прототип которого, живший у его друзей, носил такое имя. Актер Карлос Бланко добавил, что в испанских домах собаки часто носят имя «Троцкий». Такой вот «культурный след».
http://okino.ru/news/details/4270