Spartacus: Blood and Sand. США, 2010. Автор идеи - Стивен С. ДеНайт. Авторы сценариев - Стивен С. ДеНайт, Брент Флетчер, Аарон Хелбинг, Тодд Хелбинг, Миранда Куок, Треси Белломо, Эндрю Чемблисс, Дэниел Науф. Режиссёры - Майкл Хёрст, Рик Джейкобсон, Джесси Уарн, Грейди Холл, Роуэн Вудс. Оператор - Аарон Мортон. Художэники - Бен Милсом, Ник Бассетт. Художник по костюмам - Барбара Дарра. Композитор - Джозеф ДоЛука. В ролях: Энди Уитфильд (Спартак), Эрин Камминг (Сура, его жена), Крейг Паркер (Гай Клавдий Глабр), Вива Бьянка (Илития, его жена), Джон Ханна (Квинт Лентул Батиат), Люси Лоулесс (Лукреция, его жена), Питер Менса (Эномай, наставник в школе гладиаторов), Ману Беннет (Крикс, гладиатор), Сяоси Фонуа (Гамилькар, гладиатор), Антонио де Майоха (Барка, гладиатор), Джай Кортни (Варрон, гладиатор), Ник Тарабей (Ашур, бывший гладиатор), Лесли-Энн Брандт (Невия, служанка), Катарина Лоу (Мира, служанка) и другие. 13 серий х 60 мин.
Первый сезон телесериала, ставшего самым успешным проектом кабельного канала «Starz», заканчивается резней на вилле Лентула Батиата, то есть самым началом восстания Спартака. Содержание почти полностью отвязано как от исторических источников, так и от литературных и кинематографических версий «спартакиады».
Главная черта сериала - его стиль, далеко ушедший и от традиционных пеплумов и от квазимифологических сериалов (Сэм Рейми в качестве продюсера и композитор Джозеф ДоЛука до «Спартака» работали над «Молодым Геркулесом», «Легендарными странствиями Геркулеса» и «Ксеной, принцессой воинов»). «Кровь и песок» задействует весь арсенал эксплуатационного кино (exploitation film) на историческую тему, обрушивающего на зрителя якобы достоверные, «нефильтрованные» картины жизни древних, полные насилия, секса и бушующих страстей, в сочетании с суггестивной музыкой и психоделическими спецэффектами. «Кровь и песок» отличают графическая работа с цветом, вирированный кадр, смачный язык, откровенный эротизм (заметим, что независимо от географии и социального положения все женщины одеты как модели), эстетизация сцен насилия - многие из них сняты рапидом, а фонтаны, струи, веерные каскады артериальной крови во всем своем разнообразии позаимствованы из японского самурайского кино (вообще это наводит на мысль, что таким же дежурным рифмующимся элементом эротических сцен скоро должен стать сквирт).
Действие начинается во Фракии, где стоит римский гарнизон во главе с легатом Гаем Клавдием Глабром. (Претор Клавдий Глабр был первым из римских военачальников, разбитых Спартаком у подножья Везувия, - сценаристы, таким образом, обеспечили этому событию длинную предысторию). Глабр пытается использовать в своих военных целях фракийцев, но обманывает их - те, в свою очередь, срывают все планы римлян. Взбешенный Глабр берет в плен фракийского вожака, его жену продает в рабство сирийскому торговцу, а его самого привозит в Капую, чтобы подвергнуть позорной смерти на арене цирка и таким образом задобрить своего тестя сенатора Альбиния, недовольного сомнительными военными достижениями зятя.
Неожиданно для всех почти голый фракиец с одним мечом в руках убивает четырех хорошо экипированных гладиаторов, после чего кровожадная, беснующаяся, но справедливая римская публика требует сохранить жизнь герою. Глабр вынужден подчиниться голосу толпы и дарит жизнь врагу, которого называет именем «известного фракийского царя» Спартака. Все попытки героя объявить свое настоящее имя пропадают зря.
Новокрещенного Спартака покупает владелец школы гладиаторов Квинт Лентул Батиат. Действие всех следующих серий происходят в Капуе - в школе и вокруг нее. Несмотря на ярость и бойцовские качества Спартака он уступает в поединке любому хорошо обученному гладиатору, а тем более - чемпиону школы громадному галлу Криксу. Чернокожий наставник-тренер Эномай гоняет фракийца и других новичков в хвост и в гриву, чтобы сделать из них настоящих звезд арены. Одновременно плетутся интриги среди римлян. У Клавдия Глабра и его супруги Илитии свои честолюбивые планы, у Лентула Батиата и его супруги Лукреции (ее играет Люси Лоулесс - «Ксена, принцесса воинов») - свои. Кроме того, знатным дамам (да и незнатным) свойственно возбуждаться при виде почти обнаженных, сильных и отчаянно дерущихся мужчин. Каждая серия имеет свой микросюжет.
В последней серии - «Убейте их всех» («Kill Them All») - ненависть гладиаторов к знати, которая их использует (как в зрелищных, так и в личных целях) и легко предает, отливается в подготовленный бунт и массовую резню гостей, собравшихся на вилле Батиата. Эта интересно выстроенная серия с множеством времененнЫх инверсий («за два дня до этого», «за день до этого» и т. п.) не случайно перекликается по названию с «Kill Bill» - форсированная брутальность соединяется с элементами тарантиновской повествовательной техники.
Второй сезон должен быть посвящен самому восстанию. Его съемки были отложены из-за того, что у звезды сериала Энди Уитфилда был диагностирован рак, и канал «Starz» приступил к созданию 6-серийного приквела «Спартак: Боги арены», в котором будет рассказана предыстория некоторых персонажей.
Строго говоря, «эксплуатационная» версия восстания Спартака уже была в литературе - это роман Маркуса ван Хеллера «Римская оргия» («Roman Orgy», 1956), трактующий бунт рабов как выплеск подавленной сексуальной энергии, хотя не факт, что авторы сериала о нем вспомнили.
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=283