Aug 20, 2008 06:56
Мы уже в Москве. Поход замечательно получился. В первый раз в жизни я водил исследовательское мероприятие и это оказалось очень занимательным. До нас в районе туристами был пройден только один перевал, да и тот так изменился сейчас, что не соответствует описанию. Еще два перевала, как оказалось, ходятся местными (мы видели тропы).
Горные породы юга Ферганского - сланцы - очень мягкие и легко крошатся. Это ведет к большим сыпухам, малому количеству скальных стен и большому количеству осыпных. Перемалываясь ледником, сланцы образуют черную "краску", из-за которой большинство рек раойна натурально черного цвета (ближе в низовьям они становятся буро-коричневыми). Под сыпухами, бывает, есть выходы сланцев, но при спусках по ним прямо слышно, как ты ногами ломаешь камень, превращая его в сыпуху.
К счастью, выбранные нами перевалы (кроме одного, но и с тем повезло) были ледовыми на подъем, а осыпными только на спуск. До сих пор радуюсь, как мы в Москве по карте так удачно себе перевалы выбрали ;-) В походе мы побывали на двух не обозначенных на топокартах достаточно крупных ледниках, обнаружили замечательный ледопад Каракол Вост., а ровный судя по фоткам 1994, ледник Каракол оказался настолько рваным, что тоже, по сути, стал ледопадом.
Преимущества исследования - свобода. Если мы видели красивый маршрут на вершину или перевал - мы на него лезли. В целом в районе почти нет больших перевалов - с высоким перевальным взлетом, поэтому все наши препятствия получились достаточно несложными - 2А-2Б. Кроме перевала Ашуайрык, который за ледопад тянет на 2Б-3А (всего веревок мало, но крутые и в ледопаде).
Закончился поход тоже очень интересно. Сначала испортилась погода и нам пришлось под снегом в тумане проходить сильно рваный лед. Каракол, разыскивая путь в сераках. Потом и вовсе началась белая мгла и пер. 38 (1А) мы прошли по приборам. А затем начался выход к людям. Самый длинный в моей жизни. По прямой от пер. 38 до дороги - 53 километра. За 3 с половиной дня мы прошли по тропам не менее 65, да еще с приличными наборами и сбросами - тропа все время лезла на высокие травянистые гребни, чтобы не спускаться к реке с прижимами.
Отдельное спасибо я хочу сказать тем, кто со мной ходил. Ребята, это было великолепно!