Табор уходит в небо, реж. Эмиль Лотяну
Культовый фильм у любителей цыганщины. Актёры-цыгане, настоящие цыганские песни и танцы, старинные цыганские костюмы (точнее, стилизация под них), магия, кочевье, любовь и гордость. Впрочем, есть те, кто считает фильм чрезмерно лубочным. А цыганам вот нравится. Правда, воспринимают они его не совсем так, как русские. С точки зрения цыган, там Мораль. "Знай своё место" - вот такая. Пичалько, господа романтики? :)
Сам по себе, Тони Гатлиф
Менее известный, но, имхо, гениальный. Люто ненавидим барефутерами и футфетишистами за ботинки на ногах цыганят и сапоги на ногах цыганок. Ну, кому важны чужие пятки, а кому - сюжет. Вторая мировая, Франция. Сирота Клод сбежал из приюта, чтобы никогда-никогда туда не вернуться. Не зная, куда идти, он следует за цыганским табором, таящимся от немцев. Впрочем,
я рассказывала.
- Ты чей? - Я сам по себе.
Фильм must see. Да, кто не знает, Аушвиц - это Освенцим.
Прекрасная история, Клод Лелуш
Цыган по имени Исус мечтает стать тореадором, а попадает в тюрьму. Красавицу Одону преследует французский паолицейский. А девушка Мария потеряла работу. О чём же фильм? О любви. Так, как это мог снять автор "Мужчины и женщины".
Король цыган, реж. Фрэнк Пирсон, по книге П.Мааса
Скучновато. Гипертрофированно. Молоденькая Брук Шилдс. В общем,
я рассказывала.
Ван Хельсинг, реж. С.Соммерс
Дракула отложил яйца, и их надо уничтожить. Главгерою помогают цыганский принц и цыганская принцесса. Цыганский принц становится оборотнем. Если бы не главгерой и Дракула со своими яйцами, можно было бы счесть недурной джипси-готикой.
Человек-волк, реж. Дж.Джонстон
Цыгане, оборотни, оборотни, цыгане. Фильм обещал быть очень джипси-готичным, но у меня дважды не получилось досмотреть от скуки. Впрочем, может, этот триллер просто ну очень психологический, что ли.
Цыган, реж. Е.Матвеев, реж. А.Бланк, по роману А.Калинина
Роман, экранизованный дважды. Прототипом Будулая был самый настоящий цыган-разведчик, с которым А.Калинин познакомился в госпитале при вручении тому награды. Не столько о цыганщине (хотя цыган по экрану бегает достаточно), сколько о военной трагедии в послевоенной жизни, как-то так. Если кто-то не помнит сюжета: цыган, мобилизованный во время ВОВ, возвратившись через эн лет, узнаёт, что его молодая жена и новорожденный сын погибли. И знать не знает, что здесь же, под боком, как родного растит его сына простая русская женщина. И вовсе не хочет возвращать каким-либо родственникам - ведь он, вдуматься если, и есть родной.
Цыган, реж. Хозе Джованни
Криминальная драма, примечательная только тем, что в роли того самого цыгана Гюго Сеннара - молодой Ален Делон.
Чёрная кошка, белый кот, реж. Э.Кустурица
Думаю, мало кто из вас знает, почему мой муж-котляр вопит в неистовом восторге, когда в начале убивают болгарского полицейского. Криминальная комедия, очень криминальная, очень комедия, с элементами трэша, угара и почти что содомии. Хэппиенд прилагается.
Есения, реж. А.Кревенна
Незаконнорожденную дочь своей дочери богатенькие родители отдают цыганам, вручив сумму "на содержание". Те воспитывают маленькую Есению цыганочкой. Дальше много мексиканской любви и драмы. Фильм неистово любим российскими цыганами, именно после него артистки стали завязывать блузки на животе.
Затащи меня в Ад, реж. С.Рэйми
Ебать мой лысый череп, вот наше общее с мужем восклицание в особо трэшовые моменты. Банковская сотрудница Кристин Браун отказывается не забирать дом из-за невыплаты долгов по кредитам у старой цыганской мегеры, и та её слюнявит, душит, проклинает, а потом демоны пытаются затащить Кристин в ад. Добрый индиец вроде как помогает Кристин, но демоны её всё равно утаскивают. Несомненно, за то, что она убила котёнка!
Цыганское счастье, реж. С.Никоненко, по рассказам Е.Носова
Не смотрела до сих пор. Простая кочевая цыганка прям в 80-ых вместе с сыном оседает в деревне и читает там Пушкина по вечерам. Сын влюбляется в русскую девочку. Пастораль и обнажённый юный цыганский торс.
Кто что вспомнит (только чур режиссёров не повторять), кидайте в комменты :)
UPD: Фламенко и Фламенко, фламенко, реж. К.Саура
Они почти идентичны и посвящены - правильно, фламенко. Документальные фильмы без сюжета, но с художественным решением. Песни, танцы, музыка. Под настроение - завораживает. Кстати, он же автор фильма "Кровавая свадьба" по Лорке. А, да. Часть артистов в кадре - цыгане. Обнажённый торс Хоакина Кортеса присутствует.
Заяц над бездной, реж. Т.Кеосаян
Жизнерадостный китч о Лёне Брежневе и Большой Цыганской Свадьбе. Что-то вроде "Чёрной кошки, белого кота", но без жёсткости и криминала.
Худеющий, реж. Т.Холланд, по книге С.Кинга
Сюжет, наверное, знаком всем - чувака проклинают цыгане, и он необратимо тает, прямо физически исчезая из нашего мира. Ацкий трэш.
Грешные апостолы любви, реж. Дуфуня Вишневский
Возможно, если бы у Дуфуни было время на разгон, он бы сравнялся с Гатлифом. Но он умер, и нам остались его первые блины - все, увы, комом. Попытка раскрыть тему геноцида советских цыган во время Великой Отечественной. Примечателен молоденькой Патриной Шаркози - красавицей, одной из фотомоделей цыганского журнала "Свэнко", артисткой театра "Ромэн".
Шерлок Холмс: Игра теней, реж. Г. Ричи
Сама не смотрела, но обещают цыганского персонажа и зажигательный цыганский танец в кельтском стиле. Так что всё же посмотрю! :)
Карнавал, реж. Т.Лиознова
Цыганка Карма в исполнении Екатерины Жемчужной - персонаж эпизодический, но очень сильно влияющий на судьбу главгероини. Во всяком случае, мне кажется, что если тебя вытащили из ж*пы, то таки повлияли на твою судьбу. Не танцует и не поёт - зато дети поют в такси песенку из мультика. Приводит главгероиню к себе переночевать, сбегает от постылого мужа, появляется в ломбарде в шикарном тюрбане, которые, увы, сейчас носят только бабушки, а потом достаёт деньги на оплату квартиры. Такое вот воплощение цыганской "бахт".
Неуловимые мстители и вся серия, реж. Э.Кеосаян, по повести П.Бляхина
Четыре товарища: гимназист, цыганчонок и казачата, брат с сестрой, держат в страхе белых казаков. Вестерн по советской истории. Метание ножей, погоня-погоня, цыганская смекалка, выкраду вместе с забором - персонаж цыгана Яшки получился таким же ярким, как весь фильм. Мало кто знает, что у него есть реальный прототип - цыганский драматург, артист театра ромэн Иван Ром-Лебедев, служивший в Красной Армии в самом конце гражданской войны. Родом, правда, не из кочевых цыган, а из хоровых, сбежавший на войну из дома и гимназии - и, может быть, из гимназии больше, чем из дома.
Последний табор, реж. Е.Шнейдер и М.Гольдблат
Для цыганского зрителя - агитация вступать в колхозы, для русского - кибитки, шатры, косы, мониста, зажигательные пляски и "Бродяга", песня такая, со слезой. В одной из ролей - легендарная Ляля Чёрная.
Собор Парижской Богоматери, реж. Ж.Деланнуа, по роману В.Гюго
В романе Эсмеральда была украденной француженкой, а в фильме стала зацыганистой цыганкой, и в исполнении гибкой, тонкой и скуластой Лолобриджиды эта цыганка прекрасна. Отдельной похвалы стоит работа костюмера, чуть ли не единственный случай, когда образ Эсмеральды не зафейлен неподходящим аутлуком (типа тапочек-вьетнамок, грозящих улететь с ноги при рискованных па, или богатого и несгибающегося средневекового платья). Эсмеральда от "Лоло" недаром то в красном, то в жёлтом - она горит и светит. Квазимодо Куина тоже великолепен, хотя больше не цыган.