Про этот фильм меня тыщу раз просили написать. И поклонники, и наоборот. Сколько лет прошло, а фильм всё будоражит зрителей...
Чаще всего просят выявить и описать несуразности. Однако это, скажу сразу, занятие бессмысленное. Главная и основная несуразность - это то, что у Горького и по сценарию цыгане были румынские, родственные котлярам, а играют их руска рома, которые всё переделали под себя. Такой вот микс получился: непонятно, что за цыгане такие изображаются в фильме. Да и не надо. Сами цыгане предпочитают считать, что там - абстрактный, собирательный образ цыган. Как бы сферические цыгане в вакууме. Пусть будет, это же сказка.
(Поэтому Дима Фалеев, попытавшись добиться у Миши Бузылёва признания в том, что фильм глупо показывает цыган, признания не добился. Правильно, правильно фильм показывает сферических цыган известно где. Миша полностью разделяет это мнение соплеменников.)
Давайте лучше о Радде поговорим. Ибо интересный, скажу я вам, это персонаж!
Большинство нецыган полагает, что в фильме через Радду изображается типичная цыганская женщина, гордая, вольнолюбивая и всё такое. Ну, как у Пушкина в "Цыганах". Нецыгане, с интересом изучающие цыганскую культуру, часто считает, что образ Радды весь неправильный и фильм поэтому глупый. А цыгане - цыгане считают, что образ Радды очень, очень правильный, хотя и соглашаются, что в ней "всё не так".
Что же не так и почему образ правильный?
Итак, дело в том, что Радда представляет собой не "типичную свободолюбивую цыганку" (если у кого ещё есть иллюзии), а девушку, которая в гордыне решила прыгнуть выше своей головы, и потому - любая "неправильность", допущенная костюмерами скорее всего невольно, а Горьким - может так быть, что специально, ложится в её образ очень и очень "правильно".
Кто такая Радда по факту? Незамужняя девушка, единственная дочь своего отца (есть ещё сын, матери мной не замечено). Она заводила в девчоночьей компании, но непохоже, что у неё есть настоящие подруги. Когда она идёт на заработки в город, под песню "Лоли пхабай" (в которой интересны слова про "меня красивей нету", словно нарочно подобранные под Раду), она выглядит старше своих незамужних товарок. Девушка-то засиделась!
А всё от безмерной гордыни. А гордыня - от набалованности. А набалованность, я думаю, знаете от чего?
Она же единственная ДОЧЬ своего отца. Скорее всего, похожа она на горячо любимую им покойную жену. Вот он всю нерастраченную нежность на неё расходует. В результате она растёт весёлой и даже не очень злой, но легкомысленной, щеголихой, а главное - гордячкой. Что хочу - то ворочу. И окорот ей никто не сделает, поскольку отец её, видимо, пользуется огромным уважением, никто не хочет его обидеть - а может, и колдовства её побаиваются. Вот и возомнила Радда себя "раны", то бишь "королевной". И поведение её теперь может немало шокировать цыган другого табора (свои-то небось привыкли и рукой махнули).
И я не о показе груди, нет! Хотя русские цыгане убеждены, что эта сцена доказывает беспутность и склонность к разврату главгероини, взята она просто из старинных реалий румынских и бессарабских цыган и никакого значения вообще не имеет.
Возьмём самую, казалось бы, безобидную черту характера - щеголеватость. Все цыганки носили по несколько юбок в XIX веке (беря пример с окружающих мещан и дворян), но у Радды их - может быть, это только и кажется, но есть такое впечатление - у Радды их двойное количество. И все по ходу целые. Не скупится папочка-то на обновки доченьке. А она и рада пользоваться. Но если бы она только этим ограничилась!
Посмотрите на её украшения. Незамужняя девушка должна довольствоваться бусами да браслетами. Но Радда в своём щегольстве решила нацепить на себя всё, что только придумано красивого. То, что для таких украшений, как "венец" и монисто, статус у неё не тот - это украшения мужних жён, притом "венец" только небедные носили - это Раддочку не волнует. Она же королевна, она такая вся великолепная, что такую малость ей не могут не простить. Подумаешь, делов-то - нацепила атрибуты чужого статуса.
UPD: принимается уточнение -
скорее всего, она кажется более гордой и легкомысленной, чем есть, просто потому, что выросла не в таборе, и правила знает умом, но не воспринимает всем своим существом, поэтому никакого внутреннего преодоления и огромного бунтарства у неё нет при их нарушении, есть лёгкое хулиганство. В любом случае, она сознательно бросает вызов традициям, считая себя выше их.
Атрибуты чужого статуса она, однако, присваивает себе не только в погоне за своими эстетическими запросами. Она, если кто не заметил, курит трубку. Чуть ранее, в посте о курении, я замечала, что курить разрешалось только мужчинам и старикам обоего пола. Радда - девушка-подросток, а значит, человек нулевого статуса - с этой трубкой вызывающе ставит себя на одну доску с этими уважаемыми, значимыми членами табора. Не помню, отваживалась ли она на такой протест конкретно при стариках и мужчинах, но даже при парне - Лойко Зобарре - это вызывающий жест. Смотри, мол, как я себя ставлю - наравне со старейшинами. Королевна.
UPD: принимается уточнение -
как бы ни воспринималось это сейчас и здесь русскими цыганами и иже с ними, но курение девушек - ещё одна реалия из жизни котляров и их близких родственников того периода.
А как она издевается над свои женихом! Все девушки немножко издеваются над ними, но ни одной в голову не придёт переступить границы, когда игра превращается в жестокость. Но Радда слишком легкомысленна, чтобы понимать, где она - жестокость, и границ не видит. Она прилюдно унижает Лойко (в сцене с подсеканием ног кнутом). Но её гордынюшке этого мало!
Что она требует от Лойко? Невозможного!
Прилюдно, при старейшинах табора, поклониться и поцеловать ей руку, унизив не только себя, но, гораздо больше - старейшин, приравняв своим действием их к какой-то девчонке-соплюхе.
А Радду хочется и вообще спермотоксикоз. Крыша у юноши едет!
И Лойко её убивает. Прилюдно. Зная, что подписывает себе этим смертный приговор - за такое без суда казнят, что отец Радды по праву родственника и сделал.
И вот последние слова Радды, с цыганской точки зрения, и могут быть моралью. Она знала, что её убьёт Лойко. Она стремилась к этому, понимая, что зашла далеко и остановиться не может, и, видимо, мучаясь от этого. Такой вот высокий цыганский трагизм.
Но любят зрители Радду не за это, да?
конец :) спасибо за монетки тем, кто не поскупился