Цыгане, чтоб вы знали, ходят в лохмотьях.
Только не напрягаемся так сразу :)
Во-первых, не все, во-вторых, не всегда, в-третьих, бывает, что и всегда, но всё равно не все.
Самый неинтересный нам случай, это когда люди просто живут (жили) так. Ну, в смысле, вообще. Или по бедности, или по инерции после бедности (из принципа, так сказать, который через некоторое время, в течение века точно, отмирает). Конкретных исторических примеров я приводить не буду, потому что муж мой уже злится от того, в каких случаях и как часто я поминаю котляров XIX века. Такие лохмотья не всегда имели ту же эволюцию, что у бедствующих нецыган. Так, тщательно приходилось следить за тем, чтобы они всё же закрывали бёдра и колени, не допускалось даже прорех на бёдрах. Впрочем, прорехи переставали быть неприличными, если их грамотно разместить друг над другом (как мы помним, в прошлых веках цыгане, так же как нецыганские дворяне и мещане, носили по нескольку юбок), точнее, так, чтобы друг над другом они не оказались. Но некоторым цыганкам этого было мало - тогда, когда в их сообществе считалось неприличным взрослой женщине лишний раз сверкать икрами. При том, что подол снашивался гораздо быстрее области бёдер (не спрашивайте, почему, может, они по буеракам лазали, по высокой траве бегали, я не знаю, меня там не было), а бедность никуда не девалась, приходилось изворачиваться. Так, испанские цыганки, как известно, просто отрезали сносившуюся часть подола чуть ниже колена и нашивали взамен в виде оборок узкие обрезки ткани. Почему именно узкие? Потому что такие обрезки - остатки товара - продавались в лавках за гроши. Иногда их, впрочем, не покупали, а резали на них другую сносившуюся одежду. На одной из акварелей Проспера Мериме изображена цыганка в юбке со сношенным подолом. Похоже, лохмы с него обрезали уже не раз, так что когда обрежут в следующий раз, придётся или новую юбку шить, или - скорее всего - удлинять её оборками:
Проспер Мериме. Цыганская семья
Цыганка тут, правда, французская, но иллюстрирует процесс снашивания подола не хуже испанской, нэспа? Кстати, на самом юге Франции жили (и живут) всё те же цыгане, что и в Испании. Именно поэтому французские цыгане, образовавшие группу "Gypsy Kings", носят фамилию Рэйес и поют на языке, сильно напоминающем испанский (на самом деле, на цыганском варианте языка). Может быть, именно поэтому финские цыгане, пришедшие в Финляндию аж из южной Франции (к такому выводу пришли из-за их национального костюма, очень похожего на какой-то там французский), называют себя так же, как испанские: кале (иногда с долгой гласной - каале).
После виденных мной фоток и рисунков мне кажется, что оборки время от время от времени входили в моду и сами по себе, но когда выходили из моды (а такое бывало чаще, чем наоборот), то уж служат признаками двух вещей: или бедности владелицы, или того, что это костюм для сцены (ибо в какой-то момент зрители пристрастились именно к платью с оборками, а нормальный артист ориентируется на зрителя).
Возможно, что фирменная широкая оборка на подоле у котляров появилась (или была заимствована у испанских цыган) с той же примерно целью: чтобы заменять истрепавшийся подол. Тем более что сносившуюся оборку можно просто отпороть и пришить новую, даже не снимая юбки. И уже позже такая оборка приобрела декоративный характер.
Красивый и практичный фасон юбки с широкой оборкой понизу охотно переняли у котляров и русские цыгане. На иллюстрации: Анжела Лекарева (в девичестве Баталова). Фотограф: Николай Бессонов.
Однако частенько лохмотья не "носились", а надевались заработку ради. Ведь, как мы помним, женщины всех цыган традиционно занимались, помимо гадания, попрошайничеством (особенно молодые женщины), а на такое дело выходить в нарядном костюмчике из тех, что любили, например, русские цыганки, как-то не очень прилично. Поэтому для "работы" изготавливалась специальная "униформа". Существовало несколько приёмов её создания.
Самый простой приём был взять естественным образом поношенную - застиранную - выгоревшиую - пододранную одежду (кстати, прорехи на рукавах и в разных неэротишных местах не считались зазорными и на обычной одежде при кочевой жизни; сами понимаете, она же в таких условиях снашивается, застирывается и выгорает на солнышке особенно быстро). Мы его с вами знаем и так, и он нам не слишком интересен.
Однако были и более примечательные приёмы создать впечатление бедности, который особенно любили цыганки, склонные к щегольству, поскольку эти приёмы позволяли одновременно достичь эффекта и не надевать настоящие лохмотья, продолжая щеголять перед другими цыганками.
Самый простой способ визуального эффекта бедности давала укороченная юбка, которая надевалась на ещё более короткую или даже сама по себе (насколько я помню, это приём начала XX века). Во-первых, одна юбка = бедность вообще, во-вторых, короткая юбка выглядела так, словно её носили с подросткового возраста, уже давно выросли из неё. Или так, словно у неё уже несколько раз обрезали износившийся подол. Или так, словно на нормальную цыганскую юбку (о которой крестьяне таки имели представление) не хватило ткани. Естественно, к такой короткой юбке даже оборку обычно не делали. Длина "мини-юбки" была на ладонь-две ниже колена. Возможно, той же цели служили укороченные рукава.
Гораздо более интересным и художественным был фасон "чибэнца". Делался он так: подол юбки, низ рубахи или край рукава (а иногда везде и сразу) аккуратно нарезался треугольничками, которые назывались "чиба", т.е. "язычки". Размер "язычков" зависел от конкретной таборной моды, и мог быть довольно маленьким (с основанием сантиметров 3-5), и крупным (так, что весь широкий подол юбки умещался в 6-8 "язычков"). Такой фасон давал иллюзию оборванной одежды, особенно на складчатой юбке. Общей "лохматости" облику придавала и бахрома традиционных для российских и некоторых других цыган шалей.
Типичная рубашка фасона "чибэнца". Картина Николая Бессонова. Одежда реконструирована по фотографиям.
Бахрома шали делала цыганское одеяние ещё более живописными ещё более лохмотьями. Фотограф: Йипунка Кондакоф (?). 1914 год.
Но этим не ограничивались приёмы для создания "эффекта лохмотьев".
Прежде всего, самые простые глубокие вороты женских рубашек, характерные, например, для цыганок родом с Балкан, в более северных странах, где грудь было принято тщательно закрывать, ассоциировались с рубищем нищенок, которое бывало разорвано до пупа. Но и другие цыгане, перенявшие северную стыдливость, тоже имитировали лохмотья при помощи ворота. Однако немного по-другому: делая его не глубоким, а... широким. Неглубокий широкий ворот отлично скрывал грудь и в то же время постоянно соскальзывал с центральной позиции, ассиметрично открывая то одно плечо, то другое, как бывает с порванными рубахами нищих.
Патрина Шаркози в блузке с широким воротом. Фотограф: Николай Бессонов.
Проект "Свэнко".
У двух из изображённых цыганок мы видим характерный широкий ворот. Картина Николая Бессонова "Дорога в город".
А вот эта французская цыганка открыла плечи, оставив закрытой грудь, немного по-другому.
Интересно имитировали лохмотья котляры. Для этого они издевались над рукавами женских рубашек.
Для издевательства брались или шились рубашки с длинным рукавом, и шов на внешней стороне рукава или распарывался, или попросту не зашивался (края в таком случае, естественно, обмётывались). Эти края в таком виде могли и оставаться, тогда рукава живописно свисали с плеч, словно порванные. При этом они делались достаточно широкими, чтобы спадать не абы как, а щёгольскими складками. Либо же края могли скрепляться через крупные промежутки, попросту сшиваясь парой стежков (очень интересно выглядит такой способ, если эти края обшиты контрастного цвета или золочёной тесьмой), соединяясь полосками ткани того же цвета или же пуговицами (в этом случае, просто расстегнув их, можно было заставить рукава свисать с плеч так же, как незашитые). В промежутки, естественно, выглядывала голая кожа, что опять же давало визуальное впечатление "рваности" одежды.
В результате всех этих приёмов псевдолохмотья выглядели настолько кутюрненько, что цыганки могли носить "рабочую одежду" и в качестве основной. Со временем, некоторые из этих деталей стали частью национального костюма. Интересней всего псевдолохмотья как часть национального костюма оформлены, наверное, у латиноамериканских кэлдэраров (родственников наших котляров). Их женщины сейчас носят яркие разноцветные платья, поверх юбки которых пришивают имитацию разодранной верхней юбки - несколько очень крупных "языков". Эти "языки" они... обшивают оборочками и рюшами. Такой фасон не самый популярный, но, согласитесь, обращает на себя внимание :)
Котлярские бабушки с Косой Горы, Тульская область. У обеих - рукава характерного фасона, давно ставшего деталью народного костюма. Фотограф: Николай Бессонов.
Патрина Шаркози в рубашке с рукавами на пуговицах. Из рекламного буклета "Свэнко"
Укороченная юбка и рубашка "чибэнца" как ежедневный костюм. Русская кочевая цыганка. Смоленская область. 1950-е. Фото из архива Н.Богданова, я взяла с сайта Бессонова.
Чилийская цыганочка в шатре. Обратите внимание на характерные "свисающие" рукава. 1987 г. Фотограф: Дэвид Алан Харви.
Что же стало с "искусственными лохмотьями" в наше время?
Как уже стало ясно, у некоторых цыган они стали частью национальных костюмов и надеваются или по праздникам (у тех, у кого принято надевать по праздникам народные костюмы), или на сцене, или в качестве ежеденевного наряда (у цыган, которые до сих пор ходят в национальной одежде, как котляры-кэлдэрары).
Огромные шали почти повсеместно вышли из моды.
Фасон "чибэнца" активно используют дизайнеры в юбках и платьях (например, он был в моде позапрошлым летом).
Современные же попрошайки старых хитростей в большинстве своём не знают и не используют, надевая либо натуральное тряпьё (которое порой и есть их единственная одежда), или то, что в моде у их этногруппы. Думаю, это в значительной степени связано с тем, что попрошайничество перестало быть обычным женским ремеслом, став уделом маргиналов и консервативной бедноты.
Вот и весь мой сказ! Кому понравилось - киньте монетку, будет вам за то моё большое спасибо!
Монетки:
О О О O O О О О О О О О O О О О О О О О О О О О О О О О О О