В моем любимом районе, за Невской заставой, находится замечательное здание - Церковь Сердца Иисуса.
В конце 19 века за Невской заставой проживало около 15 000 католиков, прихожан отдаленного от них костела Святой Екатерины (Невский проспект, дом 32). Еще в 1892 католики, работавшие на многочисленных заводах заставы, задумали выстроить собственную церковь. И осенью 1905 они получили соответствующее разрешение. Вначале была устроена временная каплица при Обуховском заводе, приписанная к костелу св. Екатерины. Она размещалась в частном доме.
Казна 18 ноября 1906 отвела католикам участок в 500 кв. сажен, на углу Кладбищенской улицы (улица Бабушкина) и улицы Большая Щемиловка (ныне Фарфоровская). На нем 8 сентября 1907 был торжественно заложен в стиле кирпичной готики большой каменный храм по проекту архитектора С.П. Галензовского. Однако вскоре работы прекратились из-за финансовых затруднений и нарушений строительного устава и возобновились лишь в 1912; тогда же в одном из строительных бараков была освящена перемещенная временная часовня. Через три года костел подвели под крышу, но средства снова иссякли, и по просьбе стройкомитета сбор пожертвований прошел по всем костелам империи.
В недостроенном храме уже в 1914 шли службы, однако его освящение произошло, по-видимому, только в конце 1917 - начале 1918 года. В ходе строительства пришлось отказаться от башен-колоколен.
Летом 1929 „коллектив нацменов“ района потребовал передать храм под Дом физкультуры. В июле 1936, после пожара, костел был опечатан и окончательно закрыт постановлением Президиума ВЦИК от 23 мая 1937. Обширное здание сперва передали Промкомбинату, а в 1970-е - конторе треста „Спецстрой“, при этом его сильно перестроили, разделив на четыре этажа.
В 1993 возникла католическая община, которой были переданы первый и половина верхнего этажа здания, и 6 июня 1996 на верхнем этаже во временной часовне состоялось первое богослужение. В 2003 году здание полностью вернули верующим.
Проектное изображение бокового фасада (это одна из открыток, которые продавались с целью привлечения средств на строительство церкви)
Христианская община намерена надстроить две колокольни над католической церковью Святого Сердца Господа Иисуса.
Прихожане желают, чтобы колокольни были надстроены именно по архивному проекту Стефана Галензовского. Однако эксперты сильно сомневаются в реальности воплощения этой идеи. От разработок Стефана Галензовского сохранились только картинки с изображением первоначального проекта костела. Детальных архитектурных разработок нет. По мнению Совета по сохранению культурного наследия, проектные открытки не могут служить источником для надстройки башен-колоколен. «На основе такого чертежа строить невозможно, - говорит архитектор Никита Явейн. - Должна быть реставрационная проектная работа. Либо это нужно делать всерьез, но очень дорого, либо это будет комедия».
Эксперты признают, что с точки зрения градостроительства башни действительно нужны костелу - как архитектурные доминанты. Однако их надстройка над историческим зданием, которое просуществовало уже более 90 лет, может быть чревата необратимыми последствиями. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев, выступая категорически против надстройки, рекомендует общине построить новый храм с колокольней. В противном случае уникальный памятник неоготической архитектуры может быть полностью утрачен. Более того, по мнению совета, допустив надстройку колоколен, чиновники создадут опасный прецедент. «Ссылаясь на случай с этим памятником, все подряд захотят достраивать здания», - отмечает сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис.
Для того чтобы реализовать столь непростой проект, церковь Святого Сердца Господа Иисуса придется исключить из числа объектов, находящихся под государственной охраной. Несмотря на возражения, Совет по сохранению культурного наследия все же рекомендовал католической церкви заказать историко-культурную экспертизу здания, с тем чтобы выявить возможность его исключения из списка памятников федерального значения.
Странное у нас все таки государство - 80 лет здание всячески уродовали, а как дело дошло до восстановления, так памятник архитектуры, ничего с ним делать нельзя. По-моему, башни надо достроить и сохранить статус памятника. Никакого противоречия я здесь не вижу. В свое время снесли половину дома Энгельгардта для строительства метро, и ничего страшного - сейчас он памятник архитектуры вместе с хрущевским вестибюлем метро.
План
Щемиловского жилмассива.
Архивные фото (1936 год)
Современное состояние
Работы внутри церкви
Постепенно возвращается красота
План сводов
Разрез
Картинка с надстроенными колокольнями
Источники:
http://encspb.ru/object/2804677903http://babs71.livejournal.com/350945.htmlhttp://art1.ru/architecture/cerkov-svyatogo-serdca/http://www.skyscrapercity.com/showpost.php?p=128402935&postcount=1089http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&goto=153997&rid=0&S=8f3628e52a5041dab10b9f677bffa3dbhttp://asninfo.ru/se/article/13820http://zielenski.narod.ru/photoalbum3-1-000.htmlhttp://gaudete.ru/cuore/