Темпьетто - великое маленькое чудо

May 31, 2015 17:02

Безусловно, одно из самых любимых мною зданий.
Несмотря на более чем скромные размеры, это величайший архитектурный памятник.
Для верующих часовня имеет дополнительный, сакральный смысл - именно на этом месте был распят апостол Петр.
1502 год, стиль Высокое Возрождение, архитектор Браманте (1444-1514).





По проекту великого Браманте она должна была стоять в круглом дворике, где перекликались бы закругленные фасады часовни и самого дворика. То есть это был маленький архитектурный ансамбль. Первоначальный проект Браманте сохранен и приведен в книге Себастьяно Серлио. Однако, проект Донато Браманте был воплощен лишь частично, и сейчас храм значительно контрастирует своими совершенными фасадами с суровыми фасадами неприветливого монастырского двора.




Темпьетто стоит на невысоком круглом подиуме. Первый ярус сооружения окружен сквозной колоннадой, несущей парапет. Внутренний диаметр часовни-ротонды достигает лишь четырех с половиной метров.







Сферический купол часовни-ротонды не имеет стенописи, которую не любил Браманте, потому что, по его мнению, она отвлекала зрителя от красоты созданных архитектурных форм. Непревзойденным мастером подобных форм он и стал в конце жизни. Вместо стенописей - имитация вечернего неба со звездами, которые не давят на зрителя, а придают пространству воздушности и легкости, необычной освещенности.




Все пропорции маленького храма и его декор приближены к масштабу человека, родствены ему, ничем не подавляют. Краеугольные фасады часовни украшены окнами и пустыми полуциркульными нишами с ракушками - намек на паломническое назначения сооружения. Законченный маленький храм Браманте (без пышного декора) по завершению сооружения в 1502 году произвел сенсацию в тогдашнем Риме. Папа римский немедленно нанял новоприбывшего мастера на работу в Ватикане. Темпьетто стал первой реальной постройкой Высокого Возрождения в Риме, который принял теперь на себя славу и значение первого ренессансного центра Италии, помимо Флоренции. Рим и папский двор начали концентрировать вокруг себя лучших художников эпохи.




Слава маленького храма Браманте поражала воображение римских мастеров на протяжении нескольких веков. Его объявили эталоном. Позже он войдет в различные путеводители и энциклопедии. Наиболее активно в декорирование Темпьетто вмешались агрессивные мастера римского барокко. Правда, стенописей в интерьере не создали, но разместили там четыре небольшие скульптуры евангелистов в полуциркульных нишах над окнами. Странным образом их активные, патетические движения не закрыли, а несколько подчеркнули красоту пропорций сооружения. В алтарной нише храма - скульптура апостола Петра на троне.




В полу часовни создано отверстие (прикрыто сквозной металлической решеткой), напоминавшей паломникам о наличии еще и крипты.




Она находится под ротондой, вход в которую находится на восточной стороне. Интерьер крипты поражает великолепием, цветными камнями облицовки и сложными орнаментами свода. Здесь еще один мраморный алтарь св. Петра.













Проект Браманте




Существующее положение




интерьеры, архитектура, искусство, религия, круг, Италия

Previous post Next post
Up