Будни failed state. Часть 2

May 26, 2014 22:48

Начало здесь - Будни failed state. Часть 1

Итак, я обещал остросюжетную историю...
Начиналось всё, впрочем, довольно заурядно. В последних числах февраля 2014 одна судоходная компания из Эмиратов, FAL Shipping, продала танкер под названием “Gulf Glory” другой судоходной компании из Эмиратов, ZAD Group. Танкер небольшой, дедвейтом 36 тыс. т., после продажи он сменил имя на “Morning Glory”. Сделка как сделка, разве что FAL Shipping раньше была подозреваема в контрабанде нефтепродуктов в Иран.
Да вот один нюанс: контракт с капитаном “Morning Glory” Мирзой Баигом был подписан еще в ноябре 2013, и подписан представителем ZAD Group!
Как бы там ни было, 28 февраля этого года “Morning Glory” проходит Суэцкий канал и направляется в сторону Ливии. И далее - к порту Эс-Сидр.

«К Эс-Сидру?» - запрашивает капитан у Сауда Аль-Анази, директора ZAD Group. - «А это случайно не тот порт, в отношении которого Ливия объявила чрезвычайное положение? И погрузка в котором будет расцениваться как контрабанда? А еще я слышал, что ливийцы обещали потопить любое судно, которое осмелится зайти в порт!»
«Конечно же нет! Что вы!» - Аль-Анази белозубо улыбается, сидя в своем кондиционируемом офисе в Дубаи. - «Вы что-то перепутали, мой друг. Это исключено. Ведь мы же абсолютно честные, законопослушные люди. И в Эс-Сидре у нас такие же благоразумные партнеры. Интеллигентнейшие люди! Вам надо будет только лечь на дрейф… И… Просто подождать… Сделать, так сказать, техническую остановку... Говорят, с залива открывается хороший вид на город. Отдохните. Позагорайте. Покормите чаек».
«Спасибо, вы развеяли все мои сомнения! Позагорать - это отличная идея!» - и капитан Баиг на радостях спешит набрать номер своей родни в Пакистане, чтобы поделиться, какой замечательный у него начальник.

Нет, правда: даже по официальной версии событий танкер несколько дней «нарезал круги» возле мятежного порта. Та же самая официальная говорит о том, что вооруженные люди захватили танкер, когда тот находился в 30 милях от берега. Одна загвоздка - с берега танкер на таком расстоянии заметить нельзя. Как минимум, ливийцы должны были знать о том, что танкер уже зашел в акваторию. А лучше всего им было бы иметь точные координаты танкера.

Впрочем, если версию «вооруженного захвата» считать не единственной, то некоторым нестыковкам находится объяснение. Например, “Morning Glory” барражировало в районе Эс-Сидра несколько дней не просто так - а дожидаясь, пока появится «окно» у патрулей береговой охраны. И катер из порта пошел навстречу танкеру не для того, чтобы «взять его на абордаж» - а чтобы разведать путь и подтвердить безопасность проводки танкера до терминала.

И уж точно мне никто не объяснит, зачем Киренаике, при всех ее проблемах с международным признанием, идти на пиратство. Пока мятежники сидели в порту - это была внутренняя проблема Ливии. Морское пиратство - это уже вопрос международного уровня. И вопрос, на который могут ответить очень жестко.

Тем не менее, «под дулами автоматов» танкер заставили идти в порт и «под дулами автоматов» - загружаться. Что делает капитан, если его судно захватили пираты? Правильно, просит о помощи по всем доступным каналам. А хозяева судна поднимают на уши все инстанции, пытаясь как-то вызволить судно из беды. Но наш Мирза Баиг сохраняет прямо-таки нордическое спокойствие. А хозяева? Хозяев “Morning Glory” лихорадочно ищут по всему свету, но так пока и не могут найти. Бесхозный танкер попал в плен к ливийским пиратам, ага.
Через несколько дней “Morning Glory”, загруженное нефтью, выходит из порта. На борту - 21 член экипажа, и всего трое «корсаров». Да и то на троих у них осталось два автомата. Один из "корсаров", кстати - родной брат Ибрагима Джазрана. Делегация «террористов» получается весьма представительной.

Теперь всё серьезно - прошмыгнуть мимо береговой охраны невозможно. Но наш капитан совершает прямо-таки подвиг - мало того, что он выводит танкер «под дулами автоматов», так еще и под огнем пограничного катера! Уж не знаю, то ли у военно-морских сил Ливии не было подходящих средств, чтобы потопить танкер, то ли никто не рискнул взять на себя такую ответственность, но 150-метровая махина бесследно растворилась на просторах Средиземного моря.



Военно-морской флот Ливии Береговая охрана порта Эз-Завия

“Morning Glory” направляется в сторону Кипра. А в Ларнаку в это время прилетают трое мужчин, чьи фамилии так и не засветились в прессе. Двое - евреи, один - сенегалец. Компания солидная: сенегалец с родным диппаспортом, один из евреев - с диппаспортом некой африканской банановой республики. Казалось бы, причем здесь Ари Бен-Менаше? Ари Бен-Менаше здесь совершенно ни при чем!

И вот танкер останавливается в международных водах недалеко от берега. Троица в это время фрахтует яхту и отправляется на встречу с «захваченным» судном. Мы не знаем, о чем говорили «корсары» с «дипломатами», да это оказалось и не таким уж важным. Потому что сразу после того, как троица отчалила на яхте от “Morning Glory”, к танкеру направились другие гости. Под прикрытием ночи с палубы эскадренного миноносца USS Roosevelt взлетели несколько вертолетов с вооруженными до зубов вежливыми морпехами.
Морпехи высадились на палубу и быстро установили контроль над судном, не встретив сопротивления (вот что значит вежливость!). Танкер решено было вернуть Триполи. Американские моряки оставили на “Morning Glory” 25 человек «контролировать ситуацию». Вот так, ребята - ливийские пираты настолько кровожадные, что один стоит восьмерых американских моряков!

«Дипломатов» тоже задержали, но после недолгих расспросов решили отпустить, и те улетели в Тель-Авив. Компания FAL Shipping заявила, что она очень рада «освобождению» “Morning Glory”, и намерена судиться с «операторами» судна, которые, якобы, «не хотят возвращать его собственнику». Однако выясняется, что в этом «хозяйственном споре» замешан еще один субъект - некий гражданин Ливии, которому ZAD Group продала танкер ещё 22 февраля. Да-да, еще до того, как купила его у FAL Shipping!

Чуть не забыл, еще одна деталь - 13 февраля в Эмиратах по ордеру Триполи был задержан родной брат И. аль-Джазрана - Халед (по-видимому, путешествие к Кипру совершил другой из братьев, Салим). Халед подозревался, сюрприз-сюрприз, в организации незаконных продаж нефти.

«Он [Халед аль-Джазран] никак не был связан с делами Киренаики, он просто бизнесмен».
Источник из круга семьи Х. аль-Джазрана.
Короче, ребята из Эмиратов саусэм нэуиноуные. И капитан Мирза тоже. И «дипломаты» с «банановыми» паспортами. Саусэм-саусэм. Это всё злые ливийские пираты, террористы-сепаратисты. Вот такая у нас официальная версия событий.

Но самый, пожалуй, важный итог этой истории - Резолюция Совбеза ООН 2146 от 19 марта 2014. В которой четко сказано: ливийская нефть будет продаваться Триполи. Точка. И с принятием резолюции Ари Бен-Менаше может записать на свой счет очередной громкий фейл. Впрочем, это с нашей точки зрения - фейл, а с точки зрения Ари - на свой счет он записал 2 миллиона долларов от молодого правительства Киренаики, и если что-то там не срослось - так это ерунда, рабочие моменты…

Между тем, как вы уже поняли, в результате инцидента с “Morning Glory” ливийский премьер-министр Али Зейдан с треском вылетел со своего места. В котором он держался аж полтора года, что я считаю большим достижением. Однако ливийский генеральный прокурор, сразу после отставки премьера запретивший ему выезд из страны, наверное, знал про его «достижения» больше меня. Зейдан был под подозрением в коррупции и других правонарушениях. Но специфика failed state такова, что решения генерального прокурора никого ни к чему не обязывают. И буквально через пару часов после сложения полномочий Али Зейдан уже сидел в уютном кресле самолета, летящего в демократичную и цивилизованную Европу.

Инцидент с танкером немного расшевелил центральные власти, и в отсутствие сапера Зейдана президент ливийского Конгресса Нури Абу Сахмайн решил доказать, что у кого-то в Триполи еще есть яйца. В качестве ударной группировки Сахмайн решил задействовать боевиков из г. Мисраты. Потому что регулярные войска послали бы его на … были не настолько готовы к выполнению таких серьезных задач. Формирования из Мисраты, напротив, были очень лояльны президенту. Тут, конечно, надо понимать, что не только подразделения Мисраты лояльны Сахмайну, но и сам Сахмайн лоялен боевикам, и это сложная система взаимоотношений, и кто кого контролирует - большой вопрос…

Тем не менее, подразделения выдвинулись к позициям федералистов. Произошло несколько стычек, в которых успех, в общем-то, сопутствовал Триполи… Но как-то серьезно на обстановку это не повлияло, и через какое-то время всё заглохло. Вдобавок произошло то, чего, видимо, опасался Зейдан. Видя, как «наших бьют», под крыло федералистов стали стягиваться различные группировки, ранее не участвовавшие в конфликте Триполи и Адждабии.

Однако в скором времени свет надежды забрезжил на фронте переговоров. То ли свою роль сыграл новый премьер-министр Аль-Синни, то ли фиаско с экспортом нефти, то ли плененный брат аль-Джазрана - но стороны достигли определенных договоренностей. Федералисты освободили два менее значимых терминала - Марсу аль-Харигу и Зутину, и обещали отдать оставшиеся два при выполнении всех требований. Одним из требований, помимо амнистии мятежникам, в частности, было включение бойцов обратно в ведомости Минобороны. Видать, карман аль-Джазрана оказался не бездонным, и он решил пристроить «Силы обороны Киренаики» под государственное крыло. Мало того, лидер федералистов потребовал заплатить бойцам жалованье за предыдущие месяцы! Помимо этих требований, федералисты хотели организовать независимую комиссию по расследованию коррупции.

Ситуация на востоке страны стала было выправляться, но Триполи решило напомнить всему миру, что failed state по-прежнему живёт и здравствует в границах бывшей Ливии. Новый премьер А. аль-Синни, увы, в саперном искусстве намного уступал своему предшественнику. Не успел Конгресс во вторник, 8 апреля, официально утвердить премьера в его должности, как в воскресенье, 13-го, аль-Синни от этого почетного поста отказался. Оказывается, в субботу вечером на премьера с семьей напали неизвестные боевики, и он, премьер, в такой обстановке работать не желает.

«Я не приемлю, чтобы хоть капля ливийской крови пролилась из-за меня, и я не согласен быть причиной для войны между ливийцами из-за своей должности».
Бывш. министр обороны, бывш. премьер-министр Ливии, эльф А. аль-Синни.
Выборы нового премьер-министра проходили весело. Едва определились два фаворита - малоизвестные  университетский профессор Омар аль-Хасси и бизнесмен из Мисраты Ахмед Маитик, как неопознанные люди, паля из автоматов, попытались прорваться в здание Конгресса. Парламентскую сессию пришлось отложить. Через неделю вторая попытка прошла спокойнее - всего-то одна часть парламента решила, что Маитик набрал положенные 120 голосов, а другая часть - что не набрал, и отказалась признавать его легитимным. Назревающее двоевластие пресек вернувшийся из-за границы Абу Сахмайн. Он приказал считать, что Маитик всё-таки набрал положенное количество голосов. Демократия восторжествовала.

Но, как показали крайние события в Ливии, триумф «демократии» даже в варианте Сахмайна продолжался недолго. Впрочем, здесь опять стоит начать издалека…
Вообще-то полномочия Всеобщего Национального Конгресса истекали еще 7 февраля 2014. Орган задумывался как временный, пока не будет создана конституция страны. Но время шло, всем было как-то не до конституции, и Конгресс под шумок решил продлить свои полномочия еще на год. Это желание вызвало праведный гнев граждан. Конечно, парламенту стоило бы прислушаться к мнению народа… Но в Конгрессе были сильны позиции исламистов, а в народе, напротив, они особой поддержкой не пользовались, соответственно, только продолжение работы парламента в текущем формате позволяло им оставаться у власти. В итоге пришлось сойтись на компромиссе: выборы назначаются на лето, до этих пор Конгресс остается у власти.

Именно с формальным окончанием срока деятельности Конгресса было связано первое появление генерала Халифы Хифтера на политической сцене.

Халифа Хифтер - одна из самых непростых фигур в нынешних ливийских элитах. В молодости он изучал военное дело в Союзе. В 1969 вместе с Каддафи свергал режим короля Идриса. Каддафи тогда было 27 лет, Хифтеру - 26… Потом была служба на высших командных должностях. В 1986 Каддафи поставил своего верного помощника руководить ливийскими войсками, «выполняющими интернациональный долг» в соседнем Чаде. Ливия терпела поражение, после атаки противника на авиабазу Уади Дум Хифтер вместе с несколькими сотнями солдат попал в плен.

Каддафи предал своих людей, отказавшись признать пленных ливийскими войсками. И не в характере Халифы Хифтера было прощать такое предательство. Он согласился возглавить военную бригаду, которую ЦРУ формировало в Чаде с целью подготовки переворота в Джамахирии. Бригаде было дано название «Ливийская Национальная Армия». Переворот в Чаде в 1990 заставил ЦРУ перебазировать бригаду в Конго. Позже ЛНА тренировалась в США.
Тогда Хифтер рассматривался Америкой как один из главных кандидатов, которые могли бы возглавить Ливию после свержения Каддафи. Но время шло, в начале двухтысячных Каддафи подружился с Западом, а в 2011 - всё пошло совсем по другому сценарию. Тем не менее, 17 марта 2011 Халифа Хафтар возвращается в Ливию, чтобы возглавить войска мятежников. 17 марта, когда силы Каддафи уже взяли Адждабию, и когда Совбез ООН санкционировал авианалеты на Ливию. Трудно сказать, насколько прибытие Хифтера на родину мотивировалось его личными желаниями. «Управлять» Хифтером непросто. Но США определенно рассматривали его как противовес радикальным исламистам, которые уже тогда играли ключевые роли в восстании. Как бы там ни было, войска мятежников почему-то стали называть себя «Ливийской Национальной Армией». Совпадение, правда?

Тем не менее, во время гражданской войны Хифтер не особенно себя проявил в военном деле, и не смог стать признанным лидером в новой власти… И вот 14 февраля 2014 генерал Хифтер, месяц назад назначенный командовать военными силами в Бенгази, выпускает видеообращение к гражданам страны. Хифтер объявляет военный переворот и роспуск парламента. Тогда всё закончилось пшиком - стороны лишь обменялись колкостями. Али Зейдан заявил, что, мол, не стоит обращать внимание на бред выжившего из ума генерала - правительство работает в нормальном режиме. Хифтер ответил, что, дескать, чтобы свергнуть правительство - нужно иметь правительство, а он пока видит только кучу клоунов в галстуках, которые ничего не решают.

Прокуратура выдала ордер на арест Халифы Хифтера, но вы уже в курсе насчет особенностей работы ливийской прокуратуры. Сам генерал, между тем, не потерял дух и в последние месяцы развернул активную политическую кампанию. Его риторика была направлена против радикальных исламистов - и оплотом их, утверждал Хифтер, является Конгресс. Его взгляды поддерживает немалое число жителей Киренаики. Наибольшие симпатии Халифа Хифтер завоевал среди бывших и нынешних кадровых военных, которые чувствуют себя забытыми новой властью. Хифтер уже участвовал в двух ливийских военных переворотах - почему бы ему не возглавить третий?

И в середине мая генерал почувствовал себя настолько уверенно, что решил подкрепить свою риторику конкретными действиями. 16 мая в Бенгази был начат штурм блокпостов и баз исламистов. За городом против экстремистов была использована авиация. Сообщается о восьми десятках убитых и более сотни раненых.
Но если Триполи решило, что бои в Киренаике поглотят внимание генерала Хифтера, то оно совершило очень большую ошибку. 18 мая аффилированные с генералом группировки - называются аль-Кака, аль-Мадани и Савак, все из Зинтана - пошли на штурм Конгресса. И на этот раз всё было гораздо серьезнее, чем в феврале. В стычках пострадало около 50 человек, арестовано порядка 20 конгрессменов. Объявлено о роспуске парламента и о передаче полномочий Конституционной Комиссии, которая был избрана в феврале на всеобщих выборах для разработки конституции страны. Премьер А. Маитик также лишался полномочий.

«Вы знаете, что подразделения, принимающие участие в этой операции <под моим командованием>, уже четыре месяца не получают жалованье?»
Х. Хифтер

Но Конгресс оказался не лыком шит, и распускаться не захотел. Впрочем, парламентарии понимают, что долго продержаться в креслах им никак не получится. 20 мая Конгресс собрался на «секретное» заседание и даже успел принять дату новых парламентских выборов - 25 июня. Но тут в отель, где проходила сессия, залетела граната из РПГ, чем нарушила секретность, и парламенту пришлось спешно сворачивать прения. К счастью, никто не пострадал.
Следующее «секретное» заседание состоялось вчера, 25 мая, в Королевском зале. Присутствовало 93 конгрессмена (из 200). Несмотря на то, что для утверждения кабинета министров был необходим кворум в 96 человек, голосование в пользу Маитика прошло как по маслу. Тем временем, поддержка генерала Хифтера растет, как в народе, так и среди вооруженных формирований…

Вопрос сейчас стоит даже не в действиях Конгресса или Маитика. В стране до сих пор было безвластие, и объявление о роспуске парламента, которому осталось работать какой-то месяц, слабо повлияет на ситуацию. Действительно серьезная проблема - это исламистские вооруженные группировки, многочисленные, хорошо вооруженные, опытные и с налаженными каналами поставок вооружения и припасов. Безвластие может смениться войной, и оно должно смениться только войной. Войной, наверняка долгой и тяжелой. Стране, уже заплатившей страшную цену, придется платить еще больше.

За ошибки приходится платить.

Берегите своё государство.

failed state, политика, Ливия, вооруженные силы, демократия, социодинамика, нефть

Previous post Next post
Up