Программные маневры

Jun 04, 2014 16:35

В конце апреля Правительство утвердило обновленные версии государственных программ. Событие получило не слишком много внимания в прессе и в экспертных кругах. Не говоря уже об отсутствии комментариев со стороны самого Правительства. Напомню, у нас уже второй год экономика «топчется на месте». Тем более, если сейчас 58% расходов федерального бюджета идут в рамках программ, то через два года планируется довести эту долю до 95%.

Несмотря на очевидные проблемы в экономике страны, редактированию подверглись только некоторые программы. При этом общий итог правок - сокращение на 1,4 трлн. руб., приблизительно на 2%. Урезаны были следующие программы:
«Развитие Калининградской области» - на 383 млрд. руб., или в 7 раз;
«Развитие Северо-Кавказского ФО» - на 30 млрд. руб., или на 13%;
«Развитие сельского хозяйства» - на 16 млрд. руб., или на 1%;
«Развитие авиационной промышленности» - на 494 млрд. руб., или на 41%;
«Развитие транспортной системы» - на 200 млрд. руб., или на 1,6%
«Развитие рыбохозяйственного комплекса» - на 5,7 млрд. руб., или на 6,4%.
«Развитие физкультуры и спорта» - на 1,27 трлн. руб., или в 3,8 раза.

Ожидается также сокращение по программе «Развитие судостроения», ориентировочно на 33 млрд. руб., или на 11%. Однако пока новый вариант этого документа не был опубликован.

В выигрыше, по-видимому, оказалась одна программа - «Развитие промышленности». Объем ассигнований из федерального бюджета по ней увеличен на 825 млрд. руб., или в 4,5 раза.

Официальное объяснение вносимым изменениям - необходимость внедрения в программы 55 индикаторов, содержащихся в «майских указах» В. Путина. Отметим, что большая часть программ создавалась уже в конце 2012, когда указы были давно известны. Полуофициальная и гораздо более реалистичная причина - необходимость балансировке государственного бюджета. Напомню, полтора года назад правительство рассчитывало на 3% темп роста экономики в 2013 - 2020. Сейчас прогноз более скромный - 2,5%.

Я попробую рассказать, какие именно статьи программ затронули бюджетные маневры. И есть ли какая-то система в решениях Правительства. В виду незначительности изменений я не рассматривал сельское хозяйство и транспорт.

Начнем, пожалуй, с потерявших актуальность физкультуры и спорта. Программа в прошлогодней редакции предусматривала государственное финансирование на сумму 1,7 трлн. руб на срок до 2020 г. Из этой суммы 203 млрд. должно было быть выделено в 2013.
Главное отличие новой программы от старой - из последней редакции полностью исчезло финансирование из бюджета субъектов федерации. А ведь именно субъекты должны были финансировать 2/3 от заложенных в старой версии 1,7 трлн. В своем выступлении министр Мутко никак не комментирует такое изменение. Что же до расходов федерального бюджета, то они в новой редакции, напротив, выросли: с 382 млрд. руб. до 451 млрд. руб.
Таким образом, номинальное сокращение госпрограммы может быть таковым лишь на бумаге. По-видимому, финансирование программы на уровне регионов просто вынесли за скобки. Это не выглядит логичным, учитывая программный характер задачи. Такой «маневр» сильно усложняет отслеживание государственных трат. Власти не хотят обвинений в том, что после «самой дорогой Олимпиады» мы провели «самый дорогой Чемпионат»? Не очень умно, и только дает повод для спекуляций.
В рамках отдельных подпрограмм рост ассигнований из федерального бюджета на 20%-30% получил как массовый спорт, так и спорт высоких достижений. Любопытнее всего ситуация с подпрограммой подготовки к ЧМФ. Здесь федеральные расходы увеличились почти в 2 раза, с 88 до 167 млрд. руб. Сюрприз-сюрприз. Причем эта цифра больше, чем прошлогодняя сумма по федеральному и региональным бюджетам (150 млрд.).

Кстати, Программа ставит амбициозную цель - увеличить число граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, почти в два раза: с 20,6% населения до 40% к 2020. Произведя несложные подсчеты, мы получим, что, при сохранении объемов финансирования из бюджетов всех уровней в объеме прошлогодней редакции, каждый вовлеченный в спорт человек обойдется казне в 63 тыс. рублей. А если мы не будем включать в расчет расходы на спорт высоких достижений - то и вовсе в 21 тыс. руб. Сущие копейки, учитывая позитивный эффект, главное - чтобы это всё воплотилось в жизнь.

Рыба. Сокращение коснулось дальних периодов. В 2016 оно составило 3,3%; в 2017-2020 - 11,8%. Сокращены были все крупные направления, однако в наименьшей степени - расходы на государственное регулирование отрасли (опять сюрприз). Наибольшее сокращение - по направлению «Охрана и контроль», которое также включает в себя мероприятия по безопасности рыболовства.
Отметим, что выделение финансирования не всегда сопровождается эффективность. Объёмы государственной помощи могут и остаться невостребованными. Так, в прошлом году было предусмотрено субсидирование процентов по кредитованию инвестиций в строительство и модернизацию судов и рыбоперерабатывающей инфраструктуры на сумму 232 млн. руб. Из этой суммы было использовано, по-видимому, только 146 млн.
В предыдущей редакции госпрограммы, по мнению Росрыболовства, 89 млрд. рублей хватило бы только на то, чтобы отрасль не загнулась поддерживать текущее состояние дел. Для уверенного развития ведомство запрашивало у бюджета дополнительно еще 95 млрд. руб. Для сравнения, если при утвержденном финансировании страна за 8 лет увеличила бы вылов рыбы на 8,8%, то при дополнительной помощи - уже в полтора раза. Кроме того, ведомство гарантировало трехкратный рост объемов продукции аквакультуры.
В нынешней редакции документа дополнительное финансирование вынесено в отдельную подпрограмму, которая может стартовать с 2015. Объемы не утверждены и, очевидно, будут пересмотрены по сравнению с прошлогодним документом.
И если старая версия ставила перед собой задачи хоть небольшого, но роста, то новая ориентируется на регресс. Теперь к 2020 ожидается 8%-ное падение объёма вылова и примерно такое же - переработки. На столько же упадет доля отечественной продукции на внутреннем рынке.

Авиационная промышленность. Сразу же после публикации новой редакции Правительство поспешило объяснить, что финансирование авиапрома было просто перенесено из ведомственной программы в программу по промышленности. При этом суммы отнесены в состав «закрытых расходов». Отметим, что закрытые расходы являются внепрограммными, так что увеличение финансирования по программе «Развитие промышленности» никак не связано с авиапромом (о чем чуть ниже).

Действительно, в предыдущей версии программы развития авиапромышленности открыто «расписано» финансирование общим объемом 731 млрд. руб., так что оставшаяся часть наверняка была связана с оборонными расходами. В гражданской же части изменения минимальные. Незначительно перераспределены объемы субсидий. Снижено субсидирование двигателестроителей, в меньшей степени - по ПД-14, в большей - по SaM-146. В последнем случае такое решение может быть связано с изменениями в коммерческой схеме продаж, и определенно является позитивным.
В плановых индикаторах особых изменений нет. Разве что выпуск самолетов гражданского и военного назначения в 2015 и 2024-2025 пересмотрен вниз на 3%-6%. В нынешнем году теперь обещают выпустить 147 единиц против 170 в прошлогодней редакции. Но и это серьезный рост по сравнению с 2013, так что планка может опять не быть достигнута.

Внушительное увеличение государственного финансирования по программе «Развитие промышленности» связано прежде всего с ростом ассигнований на автомобильную промышленность. Если вся госпрограмма увеличилась на 825 млрд. руб., то на автопром пришлось 724 млрд. Ассигнования по этому направлению по сравнению с утвержденными в прошлом году увеличились в 11 раз, по сравнению с плановыми (утвержденные плюс неутвержденные) - в 3,1 раза. Фактически, государственное финансирование в новой редакции практически полностью заменило частное (ранее планировалось 867 млрд. руб. частных денег).
Автопром должен получать из бюджета примерно по 100 млрд. руб. ежегодно в 2014-2020. Это много. Очень много. Для сравнения, добавленная стоимость отрасли в 2013 составила 277 млрд. руб. Куда же пойдут народные деньги?

Народные деньги пойдут на прямые субсидии предприятиям автомобильной промышленности. Если раньше планировалось финансирование вполне здоровых вещей - процентов по кредитам, перевозок на Дальний Восток - то в новой редакции решили лить деньги по полной. В сумме на новые субсидии потратят 709 млрд. руб. 426 млрд. руб. пойдет на, цитата, «компенсацию части затрат на содержание рабочих мест». Свыше 50 млрд. руб. ежегодно. Исходя из средних затрат на работника (зарплата + отчисления в соц. фонды), такая сумма позволяет полностью содержать свыше 100 тысяч человек. Учитывая, что всего в отрасли занято менее 250 тысяч человек, почти каждого второго рабочего можно поздравить с переводом в разряд «бюджетников».
Субсидии на НИОКР за 2014-2020 составят 21 млрд. руб. 212 млрд. рублей дадут автопроизводителям, чтобы поддержать выпуск авто стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Энергоёмким производствам выделят около 50 млрд. руб. для субсидирования энергозатрат. Кстати, всё транспортное машиностроение в 2012 «скушало» 12,9 млрд. кВт*ч, по нынешним ценам это в районе 25 млрд. руб. Не удивлюсь, если для субсидируемых предприятий вся электроэнергия окажется даровой.

И, несмотря на масштабную государственную поддержку, целевые ориентиры были в лучшем случае оставлены на уровне прошлой версии программы. Объем производства легковых авто в 2020 должен составить 3,14 млн. единиц, рост в полтора раза от нынешнего уровня. На 15%-20% «порезаны» планы по выпуску легкового коммерческого транспорта и автобусов. Выпуск автобусов должен сократиться до 28 тыс. единиц в год (2012 - 58 тыс. ед.). Больше всего пострадали планы по выпуску грузовиков - они урезаны с 280 тыс. ед. до 116 тыс. (2012 - 212 тыс. ед.). Так что министерство планирует развитие лишь в секторе личного автотранспорта.

Из других направлений промышленной политики можно отметить рост по оборонно-промышленному комплексу и транспортному машиностроению (по последнему - в 2 раза, с 10,7 до 21,9 млрд. руб.). Транспортмашу продлены и увеличены лимиты на субсидирование % ставок по кредитам. Кроме того, 7,2 млрд. руб. выделено персонально вагоностроителям.
Расширено финансирование по направлению «Композиционные и конструкционные материалы». Пока до 2016 года, и объемы небольшие, где-то по полтора миллиарда руб. в год. Появилась господдержка инжиниринговой деятельности и промышленных биотехнологий на этом же периоде. Здесь объемы еще меньше - по 1 млрд. и по 500 млн руб. в год соответственно. На фоне этих серьезных направлений государственное стимулирование индустрии детских товаров выглядит не слишком уместно. За три года подотрасли планируется выделить 3,2 млрд. руб.
Помимо этого, в общеотраслевых рамках решено расширить субсидии по кредитам ВЭБа на 4,1 млрд. руб., и увеличить суммарный имущественный взнос в эту организацию до 6,3 млрд. руб. (ранее - 0,8 млрд. руб.). Еще 2 миллиарда выделяется на субсидирование процентных ставок по проектам в приоритетных гражданских направлениях. Финансирование НИОКР по госконтрактам заменено субсидиями на эти цели, объемы расширены с 2,1 млрд. до 7,2 млрд. руб. Затраты на чиновничий аппарат по сравнению с предыдущей версией сократились на 8%-14%.

Для программы развития Северного Кавказа основное изменение - отмена финансирования подпрограммы «Развитие инвестиционной привлекательности», объем которой ранее составлял как раз 30 млрд. руб. Большую часть средств предполагалось направить на субсидии инфраструктурным проектам, реализуемым в рамках частно-государственного партнерства. Также немного сокращены расходы на аппарат.

Про масштабные инвестиции, ожидающие Калининградскую область, я писал в прошлом году. Самое время посмотреть, что от них осталось к сегодняшнему дню. От объемнейшей государственной программы после редактирования, по сути, остались «рожки да ножки». Программа была сокращена до одной ФЦП развития области на период до 2015 года (и далее - в рамках пока еще не созданной ФЦП до 2020). Сама ФЦП «похудела» с 275 млрд. руб. до 63 млрд.

«Без паники!» - отвечает региональный министр экономики А. Кузнецова. - «Деньги были просто перераспределены между другими государственными программами, ни один проект не будет свернут». Досконально проверить это утверждение не представляется возможным. Тем не менее, как минимум для некоторых направлений такое перераспределение действительно могло случиться - см. выше рост расходов, связанных с чемпионатом мира по футболу.
Другим проектам могло повезти меньше. Так, на развитие биохимического кластера планировалось потратить 2,5 млрд. руб., что больше, чем поддержка всех промышленных биотехнологий по РФ по программе развития промышленности. А на создание игорной зоны и тематического парка планировали, не побоюсь этого слова, спустить 32 млрд. рублей - при том, что на направление «Туризм» в соответствующей госпрограмме на всю Россию сейчас выделяют 74 млрд. Да, ярд баксов от государства на казино. Здесь, в отличие от биохим-кластера, сожалеть не о чем. Еще 18 миллиардов рублей от государства планировалось потратить на иные туристические проекты, но, очевидно, теперь о них можно забыть.

Наличие сокращений видно и по уменьшению плановых показателей. Несмотря на заверения госпожи Кузнецовой о том, что «объемы финансирования даже увеличатся», Минрегион теперь ожидает рост номинального подушевого ВВП не в 2,7 раза, а только в 2,0. Сам перечень целевых показателей сильно поредел. Минрегион теперь не волнует ни динамика обрабатывающей промышленности, ни сельского хозяйства, ни уровень иностранных инвестиций, ни производство инновационной продукции.
Цели по туризму исчезли полностью - а ведь они были самыми что ни на есть эпичными. Рост размещенных в гостиницах людей в 8 раз, рост иностранных туристов в 19 раз, рост доходов гостиничного сектора в 31 раз! Видимо, правительство решило, что государственная программа - не самое подходящее место для ненаучной фантастики…

Имеет смысл рассказать про другие инвестпроекты, о которых я писал год назад. По автомобильному кластеру компании «Автотор» уже начаты проектировочные работы, строительство может начаться уже этим летом. Были подписаны инвестиционные соглашения на сумму 1,5 млрд. евро с четырьмя иностранными производителями, в их числе BMW и Magna. Всё бы хорошо, но в связи с восстановлением исторической справедливости канадское правительство решило, что деловые связи Magna с компанией из Мордора очень опасны и недопустимы в нынешнее беспокойное время.
Magna поспешила заверить своих российских коллег, что она проигнорировала грозные резолюции канадского обкома и по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с Империей Зла. Впрочем, серьезный настрой Оттавы был подтвержден в кулуарах питерского Международного Экономического Форума. На всякий случай наш министр промышленности Мантуров заявил, что у нас наготове есть другие варианты партнерства с теми, кто относится к экспансии Мордора более толерантно.

С Балтийской АЭС таких простых вариантов решения проблем нет. Решение о том, что паровоз не будет допиливаться лобзиком в самолет об отказе от использования ПЛ-реакторов в пользу газо-угольной генерации было принято только 3 апреля. Впрочем, «Росатом», как Штирлиц из анекдота, стоит на своем и не намерен отказываться от строительства АЭС. Проект переделываются, ищутся «потенциальные потребители»… Потребители ищутся уже шесть лет, но сейчас, после горячо одобренной Европой смены юрисдикции некоторыми территориями, надо ожидать настоящего прорыва…

Подытоживая изменения по всем рассмотренным государственным программам - я не вижу особой логики в тех или иных маневрах. Содержательная часть программных документов была сжата. В них осталось только утвержденное финансирование из федерального бюджета - изъята информация о финансировании из других источников, а также неутвержденные потребности. В целом такие изменения негативно повлияли на информационную ценность проектных документов.

По итогам выполнения госпрограмм за 2013 год видны определенные проблемы. Кассовое исполнение федерального бюджета составило 96,2% от утвержденного, бюджетов субъектов Федерации - только 77,6%, внебюджетных источников - 85%. Есть пробелы в отчетности - по 9 программам данные не представлены полностью или частично. Еще по двум Правительство оценивает качество отчетов как низкое. Средняя степень достижения плановых показателей составила 91,1%, выполнения контрольных событий - 86,6%.

Но надо учитывать, что госпрограммы - это новый инструмент проведения государственной политики, и 2013 год был пилотным. Для лучшего понимания могу посоветовать отрывок из стенограммы заседания Правительства, посвященный этому вопросу. Без сомнения, это важный и нужный инструмент. И тем более важным является конкретное содержание этого инструмента. Будем надеяться, что эффективность его будет расти. И, конечно, на более ясные коммуникации Правительства как по вносимым в программы изменениям, так и по общему вектору экономической политики государства.

онолитека, Россия, модернизация, промышленность, экономика, инвестиции, бюджет, машиностроение

Previous post Next post
Up