Кабинет главного бухгалтера. Раздается телефонный звонок.
- День добрый! Чем занимаешься?
- Ну... Как обычно - сверкой, сводкой.
- ?!! Так, Верку выгоняй, водку прячь подальше - начальство сейчас к тебе собирается!
Продолжаем исследовать перспективы спроса на нефть со стороны автотранспортного сектора развивающихся стран. В предыдущих двух частях были описаны данные, необходимые для расчета прироста потребления топлива различными видами транспорта. Будем подводить итоги. Сначала мы займемся сводкой, а затем сверкой. Надеюсь, начальства сегодня не ожидается :)
Казалось бы, причем здесь Китай?..
Перед тем, как давать конечные цифры по потреблению жидких углеводородов, надо определиться, как нам перевести наше топливо в тонны условной сырой нефти. В предыдущих двух частях я рассчитывал потребления топлива в литрах, потребленных на 100 км пути. Цифры давались для соответствующего вида топлива: для мотоциклов и легковых авто в Китае это почти полностью бензин, для коммерческого транспорта по всем странам - дизельное топливо. В случае с легковыми авто в других странах значение топливной эффективности соответствует «миксу» из бензиновых и дизельных авто в соответствующих пропорциях. Предполагается, что диз. топливо и бензин (далее - «моторное топливо») взаимозаменяемы в широких пределах (кроме мототранспорта, но потребление этим сектором невелико). Предполагается, что транспортный сектор развивающихся стран будет потреблять бензин и диз. топливо в пропорции 1:1 по объему. Выход моторного топлива в результате переработке нефти в 2020 планируется на уровне 70% по массе. В таком случае для получения 1 литра моторного топлива понадобится 1,13 кг нефти. Эффективность переработки за десятилетие улучшится на 1,6%, что примерно соответствует темпу совершенствования процесса переработки, показанному США в 1985-2012.
Теперь, наконец, можно показать результаты расчетов. Первая диаграмма показывает прирост потребления нефти автомобильным транспортным сектором развивающихся стран в разрезе макрорегионов и крупнейших потребителей.
Теперь, я думаю, понятно, причем здесь Китай :) Из общего объема прироста - 408 млн. тонн - на него приходится 61%.
Прирост потребления нефти по отдельным видам транспорта:
Нужно еще раз оговориться, что данные цифры отражают только рост спроса со стороны автомобильного транспорта. Для лучшего понимания ситуации стоит очертить, какие еще потребители будут конкурировать за то же самое топливо (главным образом, солярку):
- Строительная, добывающая и прочая спецтехника. За сто с лишним лет с момента изобретения ДВС человечество напридумывало неисчислимое множество машин, его применяющих - от карет скорой помощи до детских аттракционов. Но важнейшие потребители в этой группе - конечно же, не карусели, а строительство и добыча сырья. И здесь стоит ожидать приличный рост потребления. В первую очередь, со стороны развивающихся стран. Перед ними стоят масштабнейшие задачи по построению инфраструктуры практически с нуля, да и строительство современного жилья должно сильно вырасти. В секторе добычи сырья мы имеем падающую отдачу с истощающихся месторождений, что автоматически влечет за собой увеличение энергозатрат в расчете на единицу добытой продукции. Это применимо в том числе и к развитым странам.
- Сельскохозяйственная техника. И опять - быстрый рост потребления в развивающихся странах, параллельные процессы урбанизации и механизации.
- Железнодорожный транспорт. Здесь перспективы роста потребления топлива неочевидны. Ж/д пути легко электрифицируются. Рост объема ж/д перевозок в развивающихся странах, скорее всего, будет, но динамика и вклад в общий спрос на топливо будут не слишком высокими.
По причине большого разнообразия указанных видов техники нет научных работ, которые бы предложили проработанные модели и прогнозы по потреблению нефти этими секторами. Соответственно, не представляется возможным детально оценить их вклад в общий прирост потребления. Можно привести данные из
энергобаланса России за 2011 год. Из общего потребления топлива (включая авиационный керосин) на сельское и лесное хозяйство пришлось 5,5%, на добывающие производства - 4,3%, на строительство - 3,1%. Цифра по строительному сектору полностью не отражает ситуацию, поскольку многие предприятия, независимо от вида деятельности, имеют активно эксплуатируемую спецтехнику: экскаваторы, трактора, погрузчики, автовышки и пр.
В
глобальном потреблении энергии транспортом доля перевозок (вкл. потребление эл/энергии) в 2000 году составляла 1,5%.
Дайте слово китам
А теперь настало время сверки. Сверяться мы будем с прогнозами по потреблению и добыче жидких углеводородов на обозначенный срок. По потреблению интересен прежде всего азиатский регион - именно на него приходится 83% прироста спроса на нефть. Берем долгосрочные прогнозы двух «китов» в области энергетической аналитики -
US EIA и
British Petroleum. Дополним для разнообразия «дельфинчиком» -
Exxon Mobil, «спрутом» -
ОПЕК, и (и из патриотических соображений) «моржонком» - прогнозом
ИНЭИ РАН.
Организации по-разному очерчивают границы макрорегионов, поэтому цифры на диаграмме не сопоставимы между собой. Прокомментирую каждый вариант. Оценка по прогнозу ОПЕК является сопоставимой по набору стран с приведенными мной расчетами. Моя оценка - 339 млн. тонн по азиатскому макрорегиону - чуть ниже, чем цифра от ОПЕК. Но мои расчеты включают только спрос автотранспорта. Если учитывать полный круг потребителей, прогноз ОПЕК может недооценивать рост спроса.
Оценка Бритиш Петролеум дана для азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Он включает в себя таких крупных потребителей, как Австралия, Ю. Корея и Япония, а эти страны я в своих расчетах игнорировал. Тем не менее, чтобы развивающимся странам выйти на рассчитанный мной прирост, исходя из оценки БП, придется все население 3-ёх указанных экономик пересадить с автомобилей на велосипеды. Сами понимаете, этот вариант маловероятен, соответственно прогноз БП предполагает значительно более низкий спрос.
Эксон-Мобил рассчитывала потребление в тех же границах азиатско-тихоокеанского региона. Опять же, с учетом полного круга потребителей результат может быть заниженным.
Агентство энергетической информации США (US EIA) рассчитывало потребление в границах, сопоставимых с моими оценками. Результат и выводы аналогичны тем, что даны по прогнозу ОПЕК.
Наконец, Институт энергетических исследований дает оценку для Северо-Восточной Азии: Китая, двух Корей и Японии. В Ю. Корее потребление нефти практически стагнирует. Аналогичная ситуация наблюдается в Японии, но в данном случае я не готов дать определенных прогнозов по дальнейшей динамике. В такой ситуации, сравнивая прогноз ИНЭИ с моими расчетами, опять можно говорить о недооценке спроса институтом.
Расхождение между моими расчетами и основными прогнозами не является большим и составляет величину порядка 20 млн. тонн. Однако стоит отметить, что все пять прогнозов оказались ниже, чем ориентировочный спрос по полному кругу потребителей моторного топлива.
Теперь сравним прирост спроса на нефть развивающихся стран и прогнозы мировой добычи. В почетный список прогнозистов попал еще один «кит» -
Международное энергетическое агентство (IEA).
В оценке по прогнозу EIA исключен прирост от биотоплива и технологий coal-to-liquids. В оценке по прогнозу ИНЭИ РАН исключен прирост от биотоплива, технологий CTL и GTL, добычи высоковязкой нефти.
В итоге «киты» дружно предрекают рост добычи в районе 360-400 млн. тонн, а наши суровые парни оценивают, что добыча будет на 100 млн. тонн ниже.
И, да, такие оценки немного не дотягивают до возросшего к 2020 году спроса со стороны автотранспорта развивающихся стран. Не говоря уже о бульдозерах и каруселях. Не будем забывать, что и по главному источнику роста - азиатскому региону - оценки спроса были ниже рассчитанных мной значений. Всё это означает, что придется забирать недостающую долю у стран развитых.
Развитые страны действительно сокращают потребление нефти. Максимум потребления (здесь и далее использованы данные BP) пришелся на 2005 год, после чего потребление падало каждый год, кроме «отскока» в 2010-ом после кризисного провала.
Можно сделать простенькую модель, показывающую связь между темпом роста экономик развитых стран и динамикой потребления нефти:
Вроде бы с такой зависимостью поводов для беспокойства не возникает. Если мы подставим в модель прогнозируемые темпы роста развитых экономик (
1,8%, плюс-минус), то получим падение потребления нефти на 1% в год. Это будет высвобождать ок. 20 млн. тонн нефти ежегодно, что к 2020 году даст нам хороший запас для удовлетворения возросшего спроса развивающихся стран.
Но если мы выглянем в окошко, то увидим, что развитые экономики находятся далеко не в самом бодром состоянии.
Депрессивный рынок труда в США,
постоянно растущая безработица и периодические финансовые обострения в Европе, в Японии счет пошел
уже на третий десяток «потерянных» лет. Очевидно, что при оценке спроса на углеводороды мы должны гораздо внимательнее учитывать влияние этих факторов. Пока нет толковых исследований, посвященных декомпозиции влияния разных составляющих на потребление нефти - демографические изменения, технологические, экономическая активность, вынос производств в развивающиеся страны и пр. Причина понятна - прошло слишком мало времени с начала кризиса, для анализа данных недостаточно.
В истории уже были случаи, когда развитые страны сокращали свой спрос на нефть - после шоков 1973 и 1979 годов. В первом случае падение продолжалось всего 2 года, во втором - четыре. И оба раза падение потребления было сопряжено с серьезными проблемами в экономике. Достаточно известный график - связь темпа роста потребления нефти и роста ВВП, здесь в рамках развитых стран:
И в случае нефтяного шока 1979, и в 2008 году (да и в 2000) падение потребление нефти предшествовало экономическому спаду. Ценовой шок мог быть лишь триггером - но не причиной кризиса. Сейчас на дворе не 1970-1980-ые, многое изменилось, но однозначного ответа - могут ли развитые экономики нормально расти, снижая потребление нефти - пока не получено. Поэтому остаются риски стабилизации потребления нефти в развитых странах, а то и его небольшого роста в случае «выздоровления» богатых экономик.
А долгосрочный ответ на вопрос: «можно ли расти без нефти?» звучит так: да, можно. Но лишь путем замены ее на другие источники энергии.
Развивающиеся страны. Рост. Нефть.
Часть 1 - Легковые автомобили Часть 2 - "От мала до велика">> Часть 3 - "Сверка, сводка" <<