Нужен ли "Фэйсбук" мёртвому интернету?

Sep 22, 2024 17:32

За китайскими платформами, развивающими ИИ-инструменты создания видео, наконец решил подтянуться и ”YouTube”. В числе анонсированных инструментов - модель ”Veo”, умеющая создавать ролики длиной до 6 секунд (правда, их реалистичность может оставлять желать лучшего).



Всё это подталкивает к более глобальным размышлениям. Куда идём? Идём в сторону от Веба 2.0. Ключевой чертой которого были платформы, опирающиеся на контент, созданный человеческими пользователями. Идём к новым, неизведанным территориям, где человеческий контент перестаёт иметь большое значение. А на первый план выходит контент, сгенерированный ИИ.

Языковые модели уже вовсю используются для создания текстов на веб-страницах. Последние барьеры исчезли в феврале 2023, когда «Гугл» объявил, что больше не будет занижать в выдаче контент, написанный машиной. А если нет разницы - зачем платить больше? (с) Машинное создание текстов стоит буквально копейки. Люди попросту не могут с ним конкурировать.

Изображения искусственного происхождения потихоньку просачиваются на страницы крупных соцсетей вроде «Инстаграм» и «Фейсбук». И пользуются там большой популярностью. «Мета» пока еще настаивает на обязательной маркировке ИИ-изображений - но уже успела существенно приглушить свою политику.



Всё это привело к неожиданному взрыву популярности «теории мёртвого интернета». Которая когда-то считалась бредовой конспирологией, вроде плоской Земли. Которая когда-то постулировала, что генерация контента машинами - это что-то страшное, плохое, что это означает смерть Сети.

Слухи о смерти Сети выглядят слегка преувеличенными. С точностью до наоборот: нас ждёт эра нового возрождения Сети, эра контентного изобилия. Не удивлюсь, если будущие пользователи станут считать контент нынешних соцсетей таким же унылым, какими сейчас считаются статичные странички Веба 1.0.

Но перераспределение креативного потенциала между людьми и машинами означает, что может измениться и господствующая сейчас модель с веб-платформами и «криэйторами», поддерживающими их в живом состоянии. В своё время все интернет-предприниматели молились на сетевой эффект: нужно масштабироваться как можно быстрее, наращивать число пользователей - а уж они как-то друг друга смогут развлечь. Чем больше ты отмасштабировался - тем богаче возможностей для развлечений у твоих пользователей и тем привлекательнее создание контента на профессиональной основе. А чем более профессионален подход к созданию контента - тем выше его качество.

Платформа доминировала в этой модели. Потому что она была одна, а контент-криэйторов - тысячи и десятки тысяч. И они были вынуждены полагаться на алгоритмы платформы, чтобы искать потребителей своего продукта: сами контент-мэйкеры в алгоритмах не понимали ничего.

Но с развитием генеративного ИИ создание контента концентрируется до предела. Более того, разработчики ИИ-моделей вполне сносно разбираются в рекомендательных алгоритмах. «Критическая масса» в виде сотен миллионов пользователей становится второстепенным фактором. На первый план выходит качество твоей генеративной модели. И твои способности по таргетированию созданного контента.

Что может предложить пользователю «Мета» в условиях, когда машинная генерация по качеству, увлекательности и соответствию предпочтениям на голову превзойдёт ее пользовательский контент? Что может предложить «Ютьюб»?

Ничего. Они могли предложить своё посредничество, когда миллионы людей создавали материалы для миллионов людей. Но когда созданием вновь займутся крупные корпорации - нужды в таких посредниках больше не будет.

___________________________________________________________

Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

ИИ, медиа, ТНК, инновации, онолитека, интернет

Previous post Next post
Up