Originally posted by
haritonoff at
...а смерть придет - вымирать будем. Лучшая реконструкция иностранцевии, что я видел. Есть в этом изображении "помеси тигра с крокодилом", как ее назвал кто-то из палеонтологов, что-то не то от землеройки, не то от утконоса - словом, от примитивных млекопитающих, дальней родней которых и были звероящеры. Про них я немного рассказывал
тутока и
тамока. Пермский период - это вам не конец мезозоя, когда мир уже стал почти таким же, как сегодня - это практически другая планета. Незнакомые очертания материков, странноватые твари среди необычной растительности, и даже состав атмосферы, солнечный спектр и земная гравитация немного не такие, как на знакомой нам Земле. Я сам пермский и знаю, о чем говорю. И никаких вам динозавров: их общий предок тогда выглядел как-то так (зеленый) -
- питался преимущественно насекомыми, назывался проторозавр, и хрен бы такие вот зверьки, как на первой и правой картинках, за просто так выпустили бы его потомков в более крупный размерный класс. Что же случилось? Случилось страшное.
Примерно 251,4 млн лет назад произошла самая крупная биосферная катастрофа в истории Земли - за короткий по геологическим меркам срок перемерло более 95% видов всех живых существ (для сравнения, мел-палеогеновое вымирание - оно же "вымирание динозавров" - унесло лишь одну шестую часть видового разнообразия планеты). В результате с лица Земли исчезли целые отряды и даже классы; большая часть
парарептилий, многие виды
рыб и
членистоногих (в том числе знаменитые
трилобиты), не говоря уж о звероящерах. Катаклизм сильно ударил даже по миру микроорганизмов. В породах, датируемых несколькими миллионами лет после вымирания, встречаются по большей части останки лишь примитивных форм жизни. Минимум через 5-10 миллионов лет после катастрофы видовое разнообразие начало потихоньку восстанавливаться.
Анализы пород показывают, что за короткий по геологическим меркам промежуток времени температура на всей Земле тогда выросла на 10-15 градусов по Цельсию, а концентрация кислорода упала почти в три раза. Колоссальная по своим масштабам засуха превратила плодородные места в выжженные пустыни. Пересохли реки и озёра, в некоторых районах дожди, возможно, прекратились совсем. В океанах ситуация была ещё хуже - из-за недостатка кислорода в глубинах вод размножились анаэробы, выделяющие сероводород. Большая часть Мирового океана оказалась отравленной.
Никакого астероида на рубеже перми и триаса на Землю не падало (по крайней мере, кратера никто показать не может), зато произошла самая крупная за всю историю Земли серия вулканических извержений, да не простых, а трапповых. Фотографий именно такого явления, чтобы проиллюстрировать пост, я в сети не нашел. И не искал - потому что никто из людей свидетелем ему не был, и слава богу. Чтобы представить себе масштаб явления, достаточно ясной лунной ночью задрать голову вверх: темные пятна на Луне, образующие "лицо" - лунные моря - это следы лунных трапповых излияний. На Земле же следы самого крупного, пермско-триасового извержения хранит Сибирь: территория около 2 млн км² от Урала до Лены покрыта базальтами - застывшей лавой.
Никто толком не знает, как происходят подобные извержения. Предположительно, они напоминают трещинные вулканы на Гавайях, но в сотни, тысячи раз масштабнее - земная кора на большой площади буквально расплавляется идущим из недр потоком сверхгорячей магмы, и из трещин начинает поступать жидкая лава, выжигая все вокруг на десятки, сотни и тысячи километров. Потом лава застывает, рядом образуются новые трещины… Продолжался этот ад в Сибири (точнее, на севере Пангеи) с небольшими перерывами сотни тысяч лет, заливая лавой всё большие территории. Объем извергнутых расплавов составил, по разным оценкам, 1-4 млн км³.
Помимо лавы вулканы выбрасывают в воздух тонны пепла, сернистого газа, хлородорода и другой дряни. Газы влекут за собой кислотные дожди, а мелкие частицы пепла в атмосфере рассеивают солнечные лучи, не давая планете прогреться. Так что уже в первые годы излияния должны были вызвать глобальное похолодание и другие нехорошие последствия. Но извержения не прекращались, и в воздух за сотни и тысячи лет было выброшено огромное количество парниковых газов, главным образом углекислого, так что спустя некоторое время глобальное похолодание сменилось глобальным потеплением. Температура непрерывно росла, а содержание кислорода - падало. Вдобавок лава накрыла северопангейские угольные пласты. Микрочастицы алюмосиликатов - ценосферы, что образуются при сжигании угля - поднимались на большую высоту и оседали по всей планете. Главный удар пришелся по жителям океанов: вместе с большим количеством пепла в океанах повысилось содержание ядовитых элементов, главным образом мышьяка и хрома. В слоях пород удалось выделить три чётких слоя ценосфер, притом последний как раз предшествует вымиранию.
Самая жопа настала, когда на дне прогревшегося океана начали разлагаться залежи метангидратов. Выделяющийся метан вызвал стремительное повышение глобальной температуры ещё на 5 градусов. Содержание кислорода также резко упало: он тратился на окисление метана. Этот удар ослабшая биосфера уже не смогла вынести.
На восстановление биосферы по разным оценкам ушло от 10 до 30 млн лет, и это была уже другая биосфера. Из синапсид выжили преимущественно мелкие и наиболее продвинутые цинодонты - в следующем, триасовом, периоде давшие первых млекопитающих.
Остальных, покрупнее, потихоньку выдавили потомки проторозавра и его друзей - тогда еще холоднокровные и по сравнению с синапсидами более голодо-, жаро- и засухоустойчивые - породив
архозавров, от которых произошли динозавры, занявшие место мегафауны.
Платеозавры даже с виду напоминают переходное звено между проторозавром и
гигантскими юрскими зауроподами, каковым, собственно, и являются.
Герреразавры - одни из первых
хищных динозавров. Некоторые ученые, впрочем, считают, что они недостойны называться динозаврами.
Такое положение сохранялось 186 миллионов лет, пока планетарное экологическое равновесие не было нарушено очередным - но не таким крупным - трапповым извержением, на этот раз на плато Декан в Индии, поспособствовав отправке за радугу очередной партии мегафауны, которой к тому моменту были динозавры. Чиксулубский метеорит упал примерно тогда же и, конечно, добавил хаосу, но трудно сказать, была ли его роль в вымирании решающей.