Книжный дайджест - 93.

Mar 04, 2023 12:58

Дочь священника (Джордж Оруэлл). Оруэлл считал этот ранний роман неудачным и вроде как завещал никогда не переиздавать - интересно, зачем его недавно перевели на русский, кстати. Роман действительно так себе (заметно хуже написанных даже чуть раньше Дней в Бирме), слабое подражание Диккенсу, что для 30-х уж совсем малоинтересно. Видимо, подразумевалась история кризиса веры, но психологической достоверности не хватило, очень уж плоско. 6.

Шум. Несовершенство человеческих суждений (Даниель Канеман, Касс Састейн, Оливье Сибони). Не так круто, как великая главная книга Канемана, но всё равно очень мощно. Отдельно впечатляет, в каком возрасте Канеман так творит (на момент выхода книги ему было 87), причём по связкам с прошлой книгой чувствуется, что именно его вклад в текст основной. Перевод опять очень посредственный, местами очевидные ошибки. Ещё и зачем-то раздали части книги трём разным переводичкам, хотя это не особо чувствуется. Классификация шума и коллекция примеров очень наглядны, а практическое пособие по борьбе с шумом - просто подарок. Всерьёз планирую использовать в работе в ближайшее время. 8.

Не отпускай меня (Кадзуо Исигуро). Очень сильно. Пожалуй, меня зацепило даже больше других его романов, потому что здесь вижу не просто красивое рассуждение, а актуальную притчу, направленную и в настоящее, и в будущее. Понятно, что основной образ (удержусь от спойлеров, поэтому будет зыбко) метафоричен, Исигуро не собирался задаваться актуальными вопросами биоэтики, он просто обострил общий драматизм обычной жизни, возникающий от страданий и от осознания её конечности. Но меня на обоих уровнях зацепило, тем более, что прогресс вполне позволяет ожидать, что и без всяких метафор проблемы из романа скоро станут актуальны. 9.

В ожидании Роберта Капы (Сусана Фортес). Эх, такой материал хороший, и так испортить. Меня давно интересовал Капа, хотелось и на личность его глянуть, а не только работы (кстати, когда-то я писал про Русский дневник Стейнбека, который очень обогощают фотографии Капы). Да и Герда Таро явно была выдающейся. Но, увы, здесь получился "женский роман" в худшем смысле этого понятия, уж простите. Очень нереалистичное и невнятное описание отношений, дополненное однообразными и плохо написанными интимными сценами, мало живого Капы, а Таро много, но есть сомнения, что образ мыслей пойман, даже выдержки из дневника противоречат тональности фантазий автора. И если сексуальные фантазии ещё можно стерпеть, то утверждения, кто там о чём думал наедине с собой, и особенно что прозревал в последние секунды жизни (приводятся сразу для нескольких героев) про сравнительно недавно умерших людей, которые вообще-то ни в кой мере не были мистиками, - ни в какие ворота. Распространять в историческом романе свою сентиментальность на героев давно забытых веков ещё куда ни шло, но биографии ХХ века, даже полухудожественные, так выглядеть не должны, на мой взгляд. 5.

Сын (Ю Несбё). Опять не о Харри Холе и опять очень хорошо. Хотя, казалось бы, кроты в полиции, мститель-одиночка, тени старых зависимостей, обманки через умолчание имён - вроде простейшие детективные штампы, а получается и свежо, и даже пугающе. Кажется, что здесь было бы полезнее обычного представлять географию и быт Осло, но и без того погружение отличное. 8.

Ад (Данте). Да, решил считать каждую часть трилогии отдельной книгой, тем более, что пока за следующие браться не настроен. Попался не культовый перевод Лозинского, а какой-то менее витиеватый, но более близкий к тексту и доступный для чтения, как я понял. Фантазия богатая, образы крайне кинематографичные, но читалось всё равно с трудом. Что меня зацепило, так это столь понятная зацикленность автора автора на своём времени - Данте постоянно ничтоже сумнящеся ставит в одно перечисление Цезаря или Эдипа и своих современников, про часть из которых даже семь веков исследователей не смогли достаточно внятно понять, что они сотворили, а некоторые упомянутые только по имени даже до сих пор не идентифицированы. Понятно, что Данте писал для своего времени, но хорошее напоминание - в истории от всех наших текущих бед останется лишь несколько имён и событий. 6.

Книги, Ссылки

Previous post Next post
Up