Книжный дайджест - 73.

Dec 16, 2019 16:18

Тайные виды на гору Фудзи (Виктор Пелевин). "Мужская" часть неплохая, хотя несколько простовата для Пелевина. В предыдущих романах мне казалось, что он возвращается в мир из вершин буддизма, а тут у нас попытка приобщить читателей к буддистскому взгляду в самой доступной форме - местами любопытно, но зачем? "Женская" часть не понравилась совсем. 7.
Думай медленно... решай быстро (Даниел Канеман). Банально ругаться на переводы названий, но не удержаться - даже после множества восхищённых отзывов долго не мог взяться за книгу с таким заголовком, который, как выяснилось, ничего общего с содержанием не имеет. Оригинальное название - Thinking, Fast and Slow - абсолютно точное, без глупого призыва и запаха дешёвого пособия "измени мир за полчаса". Как известно, Канеман - единственный психолог, получивший нобелевку (по экономике), и совершенно понятно, за что: простая, наглядная и полезная модель, описывающая, как мы мыслим, за чем имеет смысл следить, как можно пользоваться особенностями своего и чужого мышления. Множество интересных и очень наглядных примеров, лёгкий стиль, спокойная убедительность. Редкий случай книги, которую можно советовать к прочтению абсолютно всем. 9.
Лев Толстой: бегство из рая (Павел Басинский). Столь много слышал о достоинствах исследования, что преодолел неприязнь как к жанру, так и к герою. Убедительно, наглядно, хорошо написано, впечатляет критическое отношение к источникам. Но у меня такое препарирование деталей (причём далеко не первое, Басинский ещё деликатнее некоторых предыдущих авторов) семейной жизни вызывает ужас - зачем участники событий и каждый встречный выносили это за пределы дома, зачем в этом потом столько копались? Большая часть разборок относятся к тому времени, когда главный герой (а возможно и не только он) был уже изрядно не в своём уме, так стоило ли? Вероятно, это имеет какой-то прямой смысл для толстовцев, которым важны все детали жития их пророка, но для рядовых читателей и даже поклонников? Посмотрите, например, на подробность и список литературы статьи об Иване Озолине, всего лишь начальнике станции, на которой умер Толстой. Нездоровый ажиотаж вокруг этой истории, на мой взгляд. 6.
Не прощаюсь (Борис Акунин). Долго откладывал финальный роман фандоринского цикла. Впечатления средние, видно, что автор устал от жанра. Собственно, детектива тут практически нет, есть переживание гражданской войны. Заявленная попытка посмотреть на неё с четырёх сторон (белой, красной, чёрной и зелёной) проваливается - зелёные Акунину просто неинтересны, чёрные более-менее получились, а вот красные ненатуральны совсем - из людей в них только заблудшие белые, с которыми вся боль и мысль писателя. И звери ещё. Очарование предыдущих серий есть, но чувствуется, что пора было заканчивать. В будущее серии про Романова не верю - Смерть на брудершафт была хороша, но писать про советского героя Акунин не сможет. 7.
Жизнь, которую вы можете спасти. Как покончить с бедностью во всём мире. (Питер Сингер). Второй проект издательства прекрасного фонда "Нужна помощь". Про первый, Неблаготворительность, я писал здесь. В этот раз всё далеко не так хорошо. Фактически книга состоит из трёх частей: моральное обоснование благотворительности, разбор конкретных практик и выводы о должном поведении. Первая показалось просто смехотворной для "одного из ведущих современных мыслителей" - логические натяжки, догматизм, доведение вроде как рассматриваемых доводов оппонентов до абсурда, демагогия. Я по выводам недалёк от автора, но посылки вызывали резкое отторжение. Третья часть немногим лучше - морализаторство с запредельным ЧСВ в духе "имеем ли мы право считать человека, жертвующего 5%, а не 50% дохода за неполное говно или это грех?". Часть недостатков книги объясняется тем, что она написана для первого мира во имя третьего - Сингер постоянно придуривается (не могу вежливее), что не понимает, почему национальные границы значимы для любой активности, включая благотворительную и делает вид, что мы живём в едином универсуме будущего (ничуть его этим не приближая, полагаю). А вот середина книги хороша - удачные примеры, чёткие обоснования важности институциональной благотворительности, авторские расчёты, которые очень стимулируют пересмотреть собственные расходы. В общем, польза есть, но обрамление странное. И очень нужны такие книги по российскому или хотя бы сходному материалу. 7.
Медленный человек (Джон Максвелл Кутзее). Главный герой и жизненная ситуация интересные. Обычная для Кутзее постмодернистская игра в "персонаж и его автор", как показалось, не сработала, почти ничего не добавила (или я не понял, как обычно). В целом, по ощущениям читать приятно, но заметного следа в сознании не оставляет. 7.

Книги, Кино, Ссылки

Previous post Next post
Up