penitentia

Sep 29, 2017 11:38

Читая тюремный дневник Марии Алёхиной (Pussy Riot), в который раз поразился тому, как христианское и постхристианское человечество никак не может самоопределиться в своем отношении к преступнику и продолжает себе врать ( Read more... )

наказание, преступление, закон

Leave a comment

gignomai October 2 2017, 09:17:50 UTC
Разумеется. Поэтому я и обсуждаю это как проблему: понять чувства другого.
В методологии есть представление о заимствованной позиции: чтобы понять логику действий другого человека, мы мысленно встаем на его место и из его перспективы продумываем его действия. Но методология занимается мышлением и мыследействием, я пытаюсь расширить ее подходы, распространить их и на чувственно-волевую сторону.
Конечно, пытаясь понять, чего боится ребенок в темной комнате, я не буду вгонять себя в его панику, но в памяти и воображении попытаюсь ощутить сродство с ним, свою способность этого испугаться.
Вы еще все время возвращаете к теме помощи - все это есть смысл обсуждать ради того, чтобы помочь. Согласен, но тут есть тонкость. Хирургу, чтобы помочь не только не нужно страдать вместе с пациентом, но даже вредно. Его понимание это понимание причин и следствий, т.е. то же, что объяснение. А вот маме, священнику, наверное, психотерапевту, учителю-воспитателю совсем без этого, по-моему, невозможно помогать.

Reply

solinsky October 2 2017, 09:23:57 UTC
думается, что столько аналогий (с ребенком, хирургом) не нужно и даже опасно - и да, по мне, методология Щедровицкого вообще сомнительная парадигма, а уж в плане ее расширить на опыт, сопряженный с травмой, переживанием несвободы, и просто авантюра. Нет смысл в понимании для понимания - если у вас нет мотива помочь, себе ли другому, понимание не работает, не существует абстрактного понимания. оно предельно ситуативно, и опыт обобщения понимания предельно контекстуализирован

Reply

gignomai October 2 2017, 09:32:02 UTC
Ну, убеждать Вас в мощи и ценности методологии Щедровицкого воздержусь - пойдем каждый своим путем.
А конец коммента мне странен. На что Вы отвечаете? Я пишу о помощи - Вы оспариваете понимание ради понимания. Я пишу о разных типах "понимания" - Вы спорите с "абстрактным пониманием". У меня вообще возникло ощущение, что я, простите, на какую-то любимую мозоль наступил, задел в Вас какое-то очень травматичное место. Извините, если так, не хотел.

Reply


Leave a comment

Up