На мой взгляд, чрезмерное раздробление на специализации противоречит ренессансной концепции универсализма человеческой личности. И в эпоху ренессанса, многие монахи выходили далеко за рамки деятельности своих орденов, занимаясь искусством и науками - Петрарка, Анжелико, Карневале, Джокондо, Фичино, Пачоли, Колонна и многие другие. Но эта тенденция не только не вызвала изменений системы, но и стала создавать противоречия, поэтому появилось немало художников, которые, ведя по сути монашеский образ жизни, не принимали формальных обетов. Важно, что орденов, специализирующихся на научной и художественной деятельности так и не было создано - именно потому, что это слишком широкие сферы деятельности, требующие слишком глубокого раскрытия личности, и не вмещающиеся в формальные предписания устава. Логически следует, что восточное монашество имеет потенциал для универсализма в большей мере, другой вопрос - почему оно его не реализует.
орденов, специализирующихся на научной и художественной деятельности так и не было создано ---- А доминиканцы? И поздние иезуиты?
слишком широкие сферы деятельности, требующие слишком глубокого раскрытия личности, и не вмещающиеся в формальные предписания устава. Логически следует, что восточное монашество имеет потенциал для универсализма в большей мере, другой вопрос - почему оно его не реализует. ----- Но почему студийский устав на Востоке имеет потенциал для универсализма, а западные - нет?
Доминиканцы и иезуиты - все-таки ордена миссионеров, а не художников и ученых. Да, они внесли огромный вклад в искусство, но при этом рассматривали его лишь как одно из средств миссионерства. Были лишь отдельные попытки осмыслить искусство, как способ постижения божественных идеалов, но они не были оформлены в концепцию. И поэтому не удалось спасти барочную культуру.
Говоря о Студийском или ином восточном уставе я только отмечаю отсутствие традиции жесткой спецификации занятий в небогослужебное время. Монах может выполнять любое послушание, какое дадут. То есть, условно говоря, может быть и поэтом, и художником, и архитектором, и ученым одновременно, если благословит духовник.
Comments 40
Reply
Но ведь Марфино дело не осуждено, хотя и предпочтено Мариино.
Reply
Reply
Reply
----
А доминиканцы? И поздние иезуиты?
слишком широкие сферы деятельности, требующие слишком глубокого раскрытия личности, и не вмещающиеся в формальные предписания устава. Логически следует, что восточное монашество имеет потенциал для универсализма в большей мере, другой вопрос - почему оно его не реализует.
-----
Но почему студийский устав на Востоке имеет потенциал для универсализма, а западные - нет?
Reply
Говоря о Студийском или ином восточном уставе я только отмечаю отсутствие традиции жесткой спецификации занятий в небогослужебное время. Монах может выполнять любое послушание, какое дадут. То есть, условно говоря, может быть и поэтом, и художником, и архитектором, и ученым одновременно, если благословит духовник.
Reply
Leave a comment