В недавнем обмене репликами в ответ на похвалу ясному и ПРОСТОМУ изложению богословских истин услышал, что у этой простоты есть "привкус фастфуд из Макдоналдса, очень как нас уверяют простой и легко усваиваемой пищи". А что христианство, мол, "в определенном смысле элитарно". Вообще, вопрос о роли ума в восприятии христианства - очень непрост. С
(
Read more... )
Comments 9
Reply
Интеллектуальность без объективности даёт полное отсутствие предмета общения. Ну вот, гигиена, например, будучи привита как интеллектуально простой, доступный и спасительный тренд, имеет возможность быть объективно оценена в своей спасительности, как в механизме спасения (причинах), так и в следствиях.
Христос христианином не был, как известно, но объективно нам только он известен как спасшийся. Ни один христианин его достижение не повторил. Эмоциональной религиозности это не помеха, желания внутри и нужды снаружи достаточно для "христианства" как социального явления, религии. Если же мы говорим об интеллекте и спасении -- что у нас кроме слов есть на руках из причин спасения и доказывающих действенность этих причин следствий? В отличии от той же гигиены, история христианского человечества нас приведёт только в "освенцим", нам на неё опираться не получится. Тогда на что?
Reply
Ну вот даже на Вашем примере с гигиеной. От нее зависит здоровье. Чтобы разумно соблюдать правила гигиены, нужно понимать их смысл (что не то же самое, что глубокое знание физиологии). Поэтому гигиенические знания популяризируют, растолковывают.
Reply
"Гигиена" тут как пример обоснованности, она интеллектуально понимаема, на практике применена и практикой доказала реальную спасительность своей жизненно важной идеи. Существует ли аналогичное основание спасительности "простых богословских истин", чтобы обосновать утверждения об их качестве, жизненности и применимости вообще? Каково реальное положение дел, а не умозрительный идеал, который субъективен и разумным основание для интеллектуального общения вряд ли может быть. Ни один "Лазарь 2", ни один воскресший христианин мне лично не известен, а что тогда есть "жизненная важность"? Каковы критерии оценки доброкачественности, в какой системе координат -- вот такие вопросы возникают, при переводе темы "религии" в интеллектуальный контекст.
Reply
Reply
Одно понятно: типы святости есть разные, как требующие высокого интеллекта, так и вполне себе обходящиеся без него. И как тут быть?
Reply
А вопрос-то конкретный: стоит ли объяснять просто высокие богословские истины или это профанация? Вот есть объяснения Киприана и есть реакция на них - моя и оппонента. Вы с кем согласны?
Reply
Reply
А так мы, оказывается, вполне согласны, что мне приятно :)
Reply
Leave a comment