еще о "наименьшем зле"

Nov 28, 2012 16:57

Дополнение к предыдущей записи.
Тугодум, как и многие, ссылается на практику запрещения монахам и священнослужителям брать в руки оружие, воевать. Я думаю, что эта разумная практика означает вот что.
Да, война - страшная вещь. Если ты убивал людей на войне, то, несмотря на то, что ты исполнял свой долг и делал, как я считаю, доброе дело, это все ( Read more... )

подвиг, война, добро, зло, Бог

Leave a comment

Comments 13

akula_dolly November 28 2012, 13:18:47 UTC
Это в обычных условиях они не могут брать оружия, а в чрезвычайных вполне, как мы помним, могут: инок Пересвет церковью нашей прославлен и к святым причтен. Как и Ослябя, который до боя даже схиму принял, и ничего.

Reply

gignomai November 28 2012, 13:27:20 UTC
Ну, я точно не знаю, как там по церковным канонам. Но даже если..., то... - вот, что я хотел сказать.

Reply

akula_dolly November 28 2012, 13:30:09 UTC
Так вот по канонам нельзя. А преп. Сергий их благословил сражаться. У нас, в отличие от прочих религий, алгоритма спасения нет: сильно хочешь сохранить - погубишь, а рискнешь погибелью - ан как раз и спасешься..

Reply


hoddion November 28 2012, 15:01:56 UTC
Совесть обычно подсказывает воякам, что они хорошо поступали, убивая на войне (см.многочисленные мемуары как советских, так и немецких ветеранов). И, чтобы человек не полагался только на свою самооценку, св.Василий Великий предложил правило, которое и стало каноном Церкви: воины по окончании войны отлучаются от Причастия на 1 год, для принесения покаяния. Убийство есть грех, независимо от того, с благими оно было целями или нет, необходимо очищение. Аполлон, убивший Пифона, всё равно должен был принести очистительные жертвы. Так что традиция Василия Великого идёт и от языческого благочестия, а не просто от мнимого «толстовства» святителя. А иначе планка «наименьшего допустимого зла» будет всё время понижаться. Что мы и имеем теперь, в 21 в. Замечу, что Сергий Радонежский дал, по легенде, Дмитрию Донскому двух схимников - на благословение, но взыграла кровь в бывших боярах, и они решили выйти на поединок. Но епископы, ходящие с войском на войну, да еще с мечом в руках - этой латынской ереси преп.Сергий не разделял в любом случае ( ... )

Reply

gignomai November 28 2012, 15:12:38 UTC
Спасибо за справку, я не знал канонических подробностей. Но Ваше толкование я бы подправил. Да, полагаться на свою самооценку в таком деле, как война, нельзя: трудно на войне остаться без греха, а соблазн все списать на боевую необходимость велик (война все спишет). Поэтому и нужно очищение и покаяние. Но не в самом действии защиты правого дела с оружием, а в том, что с неизбежностью к нему липнет. А иначе остается простой вопрос: так что, по-Божьи нужно дезертировать?
А где это Вы вычитали, что св. Сергий послал их для благословения? И зачем оно было нужно, если он сам уже благословил?

Reply

akula_dolly November 28 2012, 16:47:01 UTC
Ну и, добавлю, если бы просто "взыграла кровь в бывших боярах", т.е. они нарушили канон и проявили непослушание, нарушив приказ своего игумена, то вряд ли бы их канонизировали.

Reply

hoddion November 30 2012, 20:03:23 UTC
Они совершили подвиг? Так или иначе - да. Игумен тоже не всё мог предвидеть, он хоть святой, но человек, а не шаман. Так что: был бы подвиг, а основания найдктся для прославления. Подвиг первичен, а не каноны. Подвиг Христа - первичней Торы.

Reply


Leave a comment

Up