Надо все-таки доразобраться с этим четвертым доказательством бессмертия души в "Федоне". И, что, по-моему, еще важнее, разобраться с тем, как с такими вещами разбираться, как к ним подходить
( Read more... )
Это безусловно шаг вперед. Отказываясь от попытки построить формально-логическое доказательство, мы тем самым покидаем заведомо бесплодный путь. Хорошо. Тогда у меня вопрос: что же в таком случае мы будем считать - если не доказательством, то, скажем, убедительным рассуждением? (Убедительным в том смысле, что убедить мы сможем не только себя, но и того, кто изначательно был с идеей бессмертия души несогласен).
Трудный вопрос. Пока :) не знаю. Умозрением мы постигаем, например, аксиомы. Как убедить в том, что параллельные не пересекаются? (Тем более, что потом придет Лобачевский или Риман и скажет, что это всего лишь постулат и его можно заменить другим).
Аксиомы, скажем, геометрии мы все же постигаем не столько чистым умозрением, сколько обобщением и идеализацией реального опыта - тут, пожалуй, материалисты правы - и лучше всего это доказывается именно возможностью иных столь же приемлемых для умозрения аксиом. Здесь же речь, кажется (?) идет о вещах принципиально для опыта непостижимых (если оставить в стороне мистический опыт - прозрения, откровение и тп.). стало быть, остается либо т.н. "правдоподобное рассуждение" (то есть мы говорим: я не могу этого строго доказать, но думаю так-то и так-то по таким-то веским причинам, которые являются вескими потому-то) - либо путь художественного воздействия, эмоционального и эстетического.
Про аксиомы не соглашусь. Здесь я убежденный платоник: ничего бы мы не выжали из эмпирии без умозрения общих идей. И пример альтернативных аксиом как раз это подтверждает: умозрение видит не только воплотившееся, но и возможное. А художественное воображение, по-моему, вполне может быть инструментом познания, оно в этом сродни умозрению философскому. Да и мистическое прозрение - это вовсе не безответственные галлюцинации, это тоже инструмент познания, подчиненный аскетической дисциплине. Я все и пытаюсь пробиться к пониманию связей и соотношений между этими подходами.
Если Бог может рождать души, то почему бы Ему не мочь и уничтожать души? Ведь если Он рождает души, значит не так уж и сущностно они связаны с идеей жизни - ведь рождение-то их оказалось случайно.
Как это случайно? В первом приближении я бы сказал так: Бог задумывает каждую душу и Свой о ней замысел как-то соединяет - сущностно - с Его же идеей жизни. Разумеется, может и уничтожить, но, видимо, не хочет, Он - Творец, а не губитель. "Сущностное" в таком понимании - то, что от Бога напрямую, что Ему важно, а случайное - то, что Ему не важно, что Он, как говорят богословы, попускает.
Comments 64
Reply
Reply
Здесь же речь, кажется (?) идет о вещах принципиально для опыта непостижимых (если оставить в стороне мистический опыт - прозрения, откровение и тп.). стало быть, остается либо т.н. "правдоподобное рассуждение" (то есть мы говорим: я не могу этого строго доказать, но думаю так-то и так-то по таким-то веским причинам, которые являются вескими потому-то) - либо путь художественного воздействия, эмоционального и эстетического.
Reply
Reply
Прошу прощения, что я не успеваю сказать ничего более осмысленного, но эта методология кажется мне весьма и весьма продуктивной!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
-----
знает, но забывает. приходится философствовать...
Reply
Reply
Reply
Отсюда вроде бы следует, что все души вечны, т.е. каждая душа существует уже бесконечное время?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment