Св. Антоний Великий о ведении дневника

Aug 24, 2010 22:21

К ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить их друг другу; и будьте уверены, что он, стыдясь известности, непременно перестанет грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо когда кто грешит, желает ли он, чтоб это видели ( Read more... )

дневник, св. отцы

Leave a comment

Comments 19

meixon August 24 2010, 19:11:46 UTC
Все это замечательно, но Антоний Великий жил в IV веке - это раз, и, как я думаю, написал это исходя с педагогического подхода - это два. Не смотря на то, что многое с тех пор утрачено и изменилось в худшею сторону, много изменилось в лучшую сторону так, что этот совет современному человеку должен представляться очень поверхностным. Если я не буду смотреть порнографию потому, что стыдно (а почему?) рассказать друзьям, то в этом мало смысла для душевного развития или чистоты.

Reply

theoreticus August 24 2010, 20:12:06 UTC
а суть по-моему именно чтобы и помыслы выписывать. так писать, если делать честно, требует большой собственной дисциплины. и это само по себе будет давать душевное развитие. другое дело, что это же требует уже сформированных и еще не размытых оснований для стыда, который не есть, вообще говоря, безусловная реакция человека.

Reply

meixon August 24 2010, 20:41:31 UTC
помыслы выписывать - это, возможно, один и способов самоанализа, но не очевидно, что безусловный, как всякий самоанализ. К примеру, вам пришел "помысел" и вы его прогнали, так зачем потом его записывать.
"который не есть, вообще говоря, безусловная реакция человека" - это точно. И бывает наоборот - ложный стыд мешает "добрым делам".

Reply

gignomai August 24 2010, 20:20:26 UTC
Не могу согласиться. Конечно, лучше не грешить без оглядки на человека. Но, если считать, что греховный поступок вреден душе сам по себе, то не делание его, хотя бы и из стыда перед людьми, чистая польза. Кстати сказать, наиболее злокачественное в растлении нравов - это приучение к тому, что грех - не стыден. В народе про это говорили так: ему ... в глаза - все божья роса.

Reply


gignomai August 24 2010, 20:24:18 UTC
Не, Вы, по-моему, не в ту сторону повернули. Жж может выполнить эту функцию: если дать себе обещание обо всем, что считаешь мерзким и чего стыдишься, писать в жж - очень даже может дисциплинировать. Хотя, как я же выше написал, сейчас стыдятся мало чего, наоборот изгаляются в том, чтобы говном себя обмазывать и весело ржать.

Reply

(The comment has been removed)

gignomai August 24 2010, 21:20:25 UTC
Много может быть разных вариантов общения со своей изнанкой. Антоний все-таки предполагал наличие вертикали и вектора совершенствования: угодить Любимому, Богу. А если нет этого, чего не придумаешь.

Reply


meixon August 24 2010, 22:54:10 UTC
Я думаю вы затронули очень важную тему - внешних запретов, внешнего стыда. Когда ребенок прутиком убивает лягушку - он имеет возможность пережить, что значит убить. Никакие объяснения и запреты тут ничего не дадут - он вырастит с отсутствием внутреннего запрета на убийство. Запреты нужны были во времена "детоводительства" человечества. Если молодой человек не идет к проститутке потому что боится осуждения - это его беда. Лучше бы он пошел и получил бы внутренне отвращение, опыт. А если он не получил - значит он уже развращен. Искушение плохо не тем, что оно соблазняет чем-то очень приятным, желанным, а тем, что это яд в красивой обертке - и в этом надо убедиться. Конечно к проститутке не обязательно ходить - воспитание чувств может произойти другим путем, но внешний запрет бесполезен, даже вреден.

Reply

gignomai August 25 2010, 06:16:12 UTC
Не могу вполне согласиться. С тем, что существует иерархия мотивов кто же спорит? И Антоний это прекрасно знал.
А вот с вредом внешних запретов, тем более, безусловным и во всех случаях, не согласен. Внутреннюю работу человек может начать из разных ситуаций. Я допускаю, что кому-то в каких-то случаях необходимо (приходится) самому пройти путь зла, но многим, даже большинству лучше бы этого избежать. Наркотики в этом отношении парадигматичны. И существует прекрасный исторический опыт военной, дворянской (да и других сословий) чести - не потерять лицо. Береги честь смолоду - а дальше перерабатывай стыд потери лица во внутреннюю потребность.
А проблема ложного стыда - это проблема выбора референтной группы - "хорошей компании!, как ГП говорил.

Reply

sergius_v_k August 25 2010, 09:01:04 UTC
Я бы формулировал эту мысль иначе. Сначала нужно разделить запрет и правило. Таблицу умножения нужно учить, язык тоже, привычку бриться по утрам нужно усвоить и от нее не отступать.
А потом можно думать по Шиллеру: если есть страсть ко лжи, то на этом этапе жизни ее обуздание интеллектом будет оправданным насилием над собой. Но если натура развивается, то ей не охота врать, это скучно, отвратительно, невыносимо. Ей нравится не лгать.
Далее можно разбирать, что такое внешний и внутренний запрет, как это было в истории (Ветхий и Новый Завет), к чему поведет в будущем.

Reply

verliebt_spatz August 26 2010, 19:32:19 UTC
Сперва ,читая Ваш с Гигномаем диалог, был всецело на Вашей стороне. По своему опыту знаю, что стыд может работать на обыкновенный конформизм и уводить от меньших грехов к большим.
Но потом подумал - и увидел другую сторону. Дело в том, что совесть работает так, что мы видим наши поступки (мысли, чувства) как бы со стороны; пытаемся увидеть ситуацию не со своей, а с чужой колокольни; вот эта социальность совести здесь и важна, по-видимому.

Reply


verliebt_spatz August 25 2010, 07:28:08 UTC
Добрый день, Володя!
Это интересная тема.
У меня тут одно соображение.
Ведение такого дневника акцентирует внимание на себе, на своих переживаниях. С одной стороны, это важно, а с другой - мы и так слишком замкнуты на себя.

Reply

gignomai August 25 2010, 10:23:24 UTC
Добрый день, Саша!
Ну, во-первых, без самонаблюдения и фиксации своих грехов, пороков, глупостей никак нельзя.
Во-вторых, я и не имел в виду, приводя эти слова св. Антония, прямо рекомендовать такой дневник вести. Мне мысль была важна (та, по которой там в комментах мы с Мейксоном поспорили): о полезности стыда перед другими (уважаемыми, конечно, людьми).
Кстати, я думаю (точно не знаю), что тогда еще не было обязательной исповеди священнику, она ведь вполне заменяет такой дневник: стыдно ведь какие-то вещи рассказывать...

Reply


ruthinker August 27 2010, 15:11:31 UTC
С интересом прочитал пост и комментарии. Сам я имел опыт ведения дневника (не жж) и думаю, он способствует самосознанию и совестливости. Но, тут надо учитывать две вещи - такой письменный самоанализ должен быть постоянным (то есть дневник не надо бросать, иначе страсти набрасываются с увеличенной силой) и такой древник должен быть приватным, то есть это не может быть ЖЖ, иначе возникает ряд соблазнов и душевных потрясений (возможна также эстетизация порока).

Reply

gignomai August 27 2010, 16:01:51 UTC
Но споры-то вызвала не идея вести дневник, а идея как раз ориентировать его на неприватность, на открытие своих порочных действий и мыслей другим (хотя бы в воображении) - чтобы стыд перед другими использовать как стимул к воздержанию.

Reply

ruthinker August 28 2010, 10:47:45 UTC
Ну да, я так понял св. Антоний подразумевает дневник не как описание ощущений, а как суррогат исповеди, когда я в дневнике как бы исповедуюсь другому лицу. Тогда возникает эффект стыда, самоосуждения и отторжения страсти.

Reply

gignomai August 28 2010, 19:21:23 UTC
Да, так. И в комментах оспаривается полезность этого.

Reply


Leave a comment

Up