К ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить их друг другу; и будьте уверены, что он, стыдясь известности, непременно перестанет грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо когда кто грешит, желает ли он, чтоб это видели
(
Read more... )
Reply
А вот с вредом внешних запретов, тем более, безусловным и во всех случаях, не согласен. Внутреннюю работу человек может начать из разных ситуаций. Я допускаю, что кому-то в каких-то случаях необходимо (приходится) самому пройти путь зла, но многим, даже большинству лучше бы этого избежать. Наркотики в этом отношении парадигматичны. И существует прекрасный исторический опыт военной, дворянской (да и других сословий) чести - не потерять лицо. Береги честь смолоду - а дальше перерабатывай стыд потери лица во внутреннюю потребность.
А проблема ложного стыда - это проблема выбора референтной группы - "хорошей компании!, как ГП говорил.
Reply
А потом можно думать по Шиллеру: если есть страсть ко лжи, то на этом этапе жизни ее обуздание интеллектом будет оправданным насилием над собой. Но если натура развивается, то ей не охота врать, это скучно, отвратительно, невыносимо. Ей нравится не лгать.
Далее можно разбирать, что такое внешний и внутренний запрет, как это было в истории (Ветхий и Новый Завет), к чему поведет в будущем.
Reply
Но потом подумал - и увидел другую сторону. Дело в том, что совесть работает так, что мы видим наши поступки (мысли, чувства) как бы со стороны; пытаемся увидеть ситуацию не со своей, а с чужой колокольни; вот эта социальность совести здесь и важна, по-видимому.
Reply
Reply
Leave a comment