Св. Антоний Великий о ведении дневника

Aug 24, 2010 22:21

К ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить их друг другу; и будьте уверены, что он, стыдясь известности, непременно перестанет грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо когда кто грешит, желает ли он, чтоб это видели ( Read more... )

дневник, св. отцы

Leave a comment

meixon August 24 2010, 22:54:10 UTC
Я думаю вы затронули очень важную тему - внешних запретов, внешнего стыда. Когда ребенок прутиком убивает лягушку - он имеет возможность пережить, что значит убить. Никакие объяснения и запреты тут ничего не дадут - он вырастит с отсутствием внутреннего запрета на убийство. Запреты нужны были во времена "детоводительства" человечества. Если молодой человек не идет к проститутке потому что боится осуждения - это его беда. Лучше бы он пошел и получил бы внутренне отвращение, опыт. А если он не получил - значит он уже развращен. Искушение плохо не тем, что оно соблазняет чем-то очень приятным, желанным, а тем, что это яд в красивой обертке - и в этом надо убедиться. Конечно к проститутке не обязательно ходить - воспитание чувств может произойти другим путем, но внешний запрет бесполезен, даже вреден.

Reply

gignomai August 25 2010, 06:16:12 UTC
Не могу вполне согласиться. С тем, что существует иерархия мотивов кто же спорит? И Антоний это прекрасно знал.
А вот с вредом внешних запретов, тем более, безусловным и во всех случаях, не согласен. Внутреннюю работу человек может начать из разных ситуаций. Я допускаю, что кому-то в каких-то случаях необходимо (приходится) самому пройти путь зла, но многим, даже большинству лучше бы этого избежать. Наркотики в этом отношении парадигматичны. И существует прекрасный исторический опыт военной, дворянской (да и других сословий) чести - не потерять лицо. Береги честь смолоду - а дальше перерабатывай стыд потери лица во внутреннюю потребность.
А проблема ложного стыда - это проблема выбора референтной группы - "хорошей компании!, как ГП говорил.

Reply

sergius_v_k August 25 2010, 09:01:04 UTC
Я бы формулировал эту мысль иначе. Сначала нужно разделить запрет и правило. Таблицу умножения нужно учить, язык тоже, привычку бриться по утрам нужно усвоить и от нее не отступать.
А потом можно думать по Шиллеру: если есть страсть ко лжи, то на этом этапе жизни ее обуздание интеллектом будет оправданным насилием над собой. Но если натура развивается, то ей не охота врать, это скучно, отвратительно, невыносимо. Ей нравится не лгать.
Далее можно разбирать, что такое внешний и внутренний запрет, как это было в истории (Ветхий и Новый Завет), к чему поведет в будущем.

Reply

verliebt_spatz August 26 2010, 19:32:19 UTC
Сперва ,читая Ваш с Гигномаем диалог, был всецело на Вашей стороне. По своему опыту знаю, что стыд может работать на обыкновенный конформизм и уводить от меньших грехов к большим.
Но потом подумал - и увидел другую сторону. Дело в том, что совесть работает так, что мы видим наши поступки (мысли, чувства) как бы со стороны; пытаемся увидеть ситуацию не со своей, а с чужой колокольни; вот эта социальность совести здесь и важна, по-видимому.

Reply

meixon August 26 2010, 19:59:33 UTC
Вас понял. Но это очень сложный вопрос - нравственность и социальность. Очень часто они должны противостоять друг другу. Обычный отказ от личного нравственного выбора - а как на это посмотрят другие.

Reply


Leave a comment

Up