об эросе в христианстве

May 23, 2009 13:54

И все-таки некоторые дела христианских подвижников можно объяснить только одним: состоянием влюбленности - в Троицу, Христа, Богородицу. Никак иначе. Вот, например, стояние на ноге во славу Божью эфиопского святого Теклы (вот здесь, там еще и картинки изумительные, фрески - http://sleephas. ( Read more... )

христианство, подвиг, эрос

Leave a comment

Comments 14

a_pollaiolo May 23 2009, 10:28:38 UTC
Но, наверное, не случайно выражение "Бог есть любовь" по-гречески (т. е. в оригинале) звучит без употребления слова "эрос"? Как мне кажется, разница есть. Кстати, Текла монофизитский святой, или он жил еще до отделения Эфиопской церкви?

Reply

gignomai May 23 2009, 10:59:34 UTC
Так я знаю, что евангельская любовь - агапе, эрос практически не упоминается. Но какая агапе (на европейские языки, кстати, и переводят как charity, милосердие) за таким подвижничеством? Я не знаю, когда точно жил Текла, но что ж, что монофизит? А православное столпничество разве не того же рода? Я не отрицаю никак, что заповедь любви говорит о любви-сострадании, милосердии. Но предполагаю, что наряду с такой любовью в отношениях между Богом и человеком (а значит, по богоподобию человека, и между людьми) присутствует эрос. "Песнь песней" одна чего стоит...

Reply

a_pollaiolo May 23 2009, 13:56:29 UTC
Сама мысль интересная. Безусловно, понятия "эрос" и "агапе" тесно взаимосвязаны, это очень сложный вопрос. Как мне кажется, последнее все же предполагает чисто плотскую страстность, что больше характерно для западного христианства, чем Ортодоксальной Церкви, разве не это самое святые отцы обычно определяют термином "прелесть"?

Reply

gignomai May 23 2009, 21:02:49 UTC
Не знаю, не уверен, что св. отцы всякую страстность квалифицировали как прелесть. Ведь страсть - это страдание исходно, применительно к любви - страдание из-за его удаленности, невозможности близости (тут не обязательно непременно плоть вспоминать). И потом еще одно важное различие. Эрос в отличие от агапе (которая как солнце и дождь одинакова ко всем) избирателен и ревнив. Именно так характеризуется в Библии любовь Бога к Израилю - как ревнивая и такой же Бог ждет от любимого народа.

Reply


ninaofterdingen May 23 2009, 10:47:53 UTC
А это разве новость? Честертон о Франциске ещё когда это писал. Честно говоря, я думала, что это общее место.

Reply

gignomai May 23 2009, 11:07:25 UTC
Да я знаю, что "велосипед". Не только Честертон, но и Вышеславцев из русских писал о "преображенном эросе", грек Яннарас. Но мне все кажется, что это где-то на задворках христианской совести и потому не додумывается. Хотя весьма вероятно, что это по моей малой осведомленности.

Reply

ninaofterdingen May 23 2009, 11:09:38 UTC
Я от христианства довольно далека, и то слышала. Так что не думаю, что на задворках. Ну а там действительно, кто его знает.

Reply

gignomai May 23 2009, 11:19:02 UTC
А, простите, если это не слишком интимно, что значит "далека"? Судя по интересам в Вашем профиле, то очень даже не далека :)

Reply


hoddion May 23 2009, 19:46:06 UTC
http://hoddion.livejournal.com/164969.html
О христианском Эросе эфиопских подвижников...
И еще по тэгу "Эфиопия" кликните у меня, раскроется немало любопытного.

Reply

gignomai May 23 2009, 21:19:32 UTC
Спасибо. Очень интересно, особенно Ваш сон и "Тайна Табот Марьям".
У вас ссылки на книгу Веселовского - стал смотреть в сети и набрел на форум о Граале - http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?t=76

Reply

hoddion May 23 2009, 21:52:34 UTC
Cпасибо что заглянули!
А форум левый. Лучше уж ВГ почитаю.

Reply


siringa_7 May 23 2009, 20:56:00 UTC
Чудо! Чудо! Утяну к себе, можно?

Reply

gignomai May 23 2009, 21:20:10 UTC
да ради Бога!

Reply


Leave a comment

Up